"J'accuse" - "Я обвиняю", - когда-то возопил, пусть и в печатном виде, Эмиль Золя, крайне недовольный антисемитской истерией во французском обществе конца девятнадцатого века. В частности, несправедливым, даже кощунственным приговором офицеру Альфреду Дрейфусу. Вы спросите: при чем тут некогда прославленная и гремевшая, что называется, из каждого утюга группа Nightwish? В чем обвинять ее? Ответ не заставит себя ждать. Достаточно взглянуть на безмерно широкий список коллективов так называемого "симфонического метала" - заразы однообразия и уныния, поразившей организм тяжелой музыки не без непосредственного участия Туомаса Холопайнена, Тарьи Турунен и компании. Изощренное издевательство разом над экстремальными подвидами рока и академической музыкой под патронажем человека, которого почему-то называют "композитором" (речь об упомянутом Холопайнене) началось на стыке веков. И продолжается до сих пор. Сами отцы-основатели в нем уже далеко не на первых ролях. Однако же и они позволяют себе время от времени выпускать новые диски. Самый свежий - по хронологии, но никак не по качеству - называется Endless Forms Most Beautiful.
Популярный сетевой источник информации Wikipedia повествует: название пластинки позаимствовали из программных трудов Чарльза Дарвина о происхождении видов; не обошлось и без влияния великого американского поэта Уолта Уитмена, а своеобразный гостевой выход - у то ли гуманиста, то ли атеиста, скандального дискуссионера Ричарда Докинза. Список, что и говорить, внушительный, но какое отношение он имеет к самой музыке? Как выясняется, совершенно никакого. С упорством, достойным лучшего применения, Nightwish продолжают штамповать все тот же power-metal по уже проверенному временем и восьмеркой студийных лонгплеев рецепту. На своих местах и обезжиренные до водянистости гитары, и утомительные клавишные аранжировки с явной и в наши дни откровенно смешной претензией на многослойное и взрослое звучание. Ну а гвоздь программы (от ерничания на тему "крышки гроба" мы все же воздержимся, хотя это стоит определенных усилий) - разумеется, женский вокал. Тяжелое бремя ответственности за него - на уже третьей в истории группы певице, подданной Нидерландов Флор Янсен. Не стоит врать и принижать заслуги Тарьи Турунен: она действительно умеет петь. Так что уход - вольный или невольный - обладательницы добротного сопрано из финского коллектива десятью годами ранее казался вполне логичной акцией. С тех пор, однако, утекло немало воды. Нынешняя фронт-вумен Nightwish откровенно не в силах выделиться на фоне подобных себе любительниц натужно потянуть ноты. Кстати, ранее она была замечена в составе After Forever, образцово-показательного примера так называемого "готического метала".
Стойкий, практически неистребимый "аромат" пресловутой "готики" (никаким образом не синонимичной ни Bauhaus, ни Нику Кейву, а потому заключенной нами в безапеляционные кавычки) витает и вокруг того, чем сейчас занимаются сами Nightwish. Хотя во главе угла - "фирменная" псевдосимфоническая помпезность. Чтобы сделать все необходимые выводы вовсе не обязательно покупать не самый дешевый диск или цифровую версию (в магазине iTunes ее продают за 179 рублей; для сравнения - превосходный "студийник" легендарных Wire можно приобрести менее чем за сто). Хватит и одной песни - например, сингла Elan, доступного на Youtube. В этих пяти минутах - все, что нужно знать об Endless Forms - детище людей, мечущихся между желанием сделать пару-тройку интересных аранжировок и необходимостью получить эфирное время на канале MTV. Никуда не делся и их прицел на фэнтези-саундтреки. Да вот беда: финны - не Говард Шор и уж тем более не Гленн Ярбро. Они могут сколько угодно дудеть в дудки, трубить в трубы и воландать волынки. Или заканчивать альбом четвертьчасовым "эпиком" из пяти частей. Стерильному и заунывному "пауэру" подобные эскапады - как мертвому припарка. Впрочем, ничего нового. Любители, коих немало, наверняка, удовлетворятся и этим. Остальным посоветуем потратить свои деньги на томик стихов того же Уитмена.