Новости

16.04.2015 22:24
Рубрика: Культура

Три века с Палладио

С чего начиналась любовь к классике, расскажут и покажут на выставке РОСИЗО в Царицыно и МУАРе
Николай Львов, блестящий остроумец, ученый, художник, переводчик Анакреонта, а главное - замечательный архитектор XVIII века, высказавший пожелание: "В моем отечестве да будет вкус Палладиев", - словно в воду глядел. Архитектурный стиль неоклассицизма, названный по имени итальянского архитектора эпохи позднего Возрождения Андреа Палладио (1508-1580), будет властвовать в России три века. С перерывами на увлечение модерном, неорусским стилем и конструктивизмом...

Выставка "Палладио в России" (кураторы Аркадий Ипполитов и Василий Успенский) развернется аж на двух площадках с 23 апреля по 26 июля. В "Царицыно" продемонстрируют, как итальянская классика стала "нашим всем" в XVIII и XIX веках, а в МУАРе на Воздвиженке будет показано наследие советских "палладианцев", прежде всего, конечно, Жолтовского и Щусева... Московская выставка - это расширенная версия проекта, показанного РОСИЗО в прошлом году в Венеции в музее Коррер.

Среди обещанных раритетов - рукопись 1699 года, где в заглавии появляется имя Палладио. Это первый трактат об архитектуре на русском языке. Речь о трактате Андреа Палладио, который "бродил" по Европе с конца XVI века. В эпоху Возрождения архитекторы методично измеряли размеры древних памятников и публиковали... Трактатов было много, но написанный Палладио пользовался особой популярностью. Так, виллы в "палладианском стиле" в XVIII веке были писком моды у английских аристократов. Неудивительно, что среди самых первых палладианцев России оказался не только итальянец Джакомо Кваренги, но и англичанин Чарльз Камерон.

Увлечение Палладио было, разумеется, опосредованным открытием античности, ее "присвоением" и приспособлением к норовистому северному климату, а заодно местным строительным материалам. Так, за неимением мрамора русские умельцы вырезали-вытачивали капитель пилястры коринфского ордена из дерева - один из образцов привезут из музея Академии художеств. Кроме того, одними палладианскими виллами в России не ограничились. Считается, что вилла Ротонда была взята за образец и для Софийского собора в Царском селе, и для императорских резиденций. Но есть и проект в палладианском стиле ... дровяного сарая в усадьбе Никольское-Черенчицы, родовом имении Николая Александровича Львова. Проект выдает намерение автора возвысить повседневность классическим образцом. Попросту говоря, дать разумные, "правильные" пропорции не одному только дровяному сараю, но самой жизни. Получается, что Палладио пришелся по душе веку Просвещения и России, в частности, поскольку казалось, он давал рецепт превращения хаоса жизни в разумно устроенную, ясную, стройную систему. Похоже, что в век Просвещения певучее имя Палладио ассоциировалось не только с классической архитектурой, но и с культурой вообще.

Впрочем, веку Екатерины посвящен лишь один из разделов проекта. Два других - о судьбе "палладианства" в Серебряном веке и в советское время. Это отдельные захватывающие сюжеты.

Культура Арт Живопись Культура Арт Актуальное искусство Выставки с Жанной Васильевой