С термина digital natives начал свою презентацию начальник отдела программного обеспечения "РГ" Евгений Волков. Это можно перевести как "цифровое поколение", то есть люди, который родились в эпоху повсеместного распространения интернет-технологий. "У них даже мозг устроен по-другому, именно на уровне нейробиологии начинается различие двух поколений. Традиционные СМИ им не нужны, не интересны", - подчеркнул он.
Другие участники круглого стола согласились с этим тезисом частично. Редактор школьной газеты Полина Куличкова отметила, что бумажная газета важна детям не только сама по себе: по ее мнению, такое издание - это кружок по интересам. В то же время она подчеркнула, что ее поколение связь с печатной продукцией не утратило.
- Да, мы пользуемся социальными сетями, но в то же время любим читать книги, даже ходим в библиотеки. Главное, что мы хотим быть самостоятельными: то, от чего нас пытаются уберечь взрослые в интернете или традиционных СМИ, мы знаем с начальной школы в теории и потом уже не особо интересуемся этим, - пояснила Полина.
По мнению заведующей кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования (НИРО) Людмилы Шевцовой, детские СМИ - это, прежде всего, предпрофессиональная подготовка детей и площадка для их творческого самовыражения.
- Медиакультура - широкое понятие, включающее в себя вопросы этики и безопасности. Она формируется и в социальных сетях, и в масс-медиа. Мне очень нравится слово "консолидация", вынесенное в название этого форума. Нужно говорить о консолидации взрослых и детских СМИ, а не о системе запретов, - подчеркнула она.
В то же время дети и их взрослые кураторы говорят, что работа в традиционных СМИ подрастающему поколению по-прежнему интересна, несмотря на бешеную популярность блогов и социальных сетей.
- Мы издаем сразу два журнала: один для начальной школы, а второй - для среднего и старшего звена. Каждый выпуск посвящен какой-то отдельной теме. Например, 70-летию Победы. 25-30 страничный журнал выходит раз в полгода тиражом 100 экземпляров. Это получается настоящая летопись школы, в которой принимают участие и дети, и родители. Также мы сотрудничаем с районными газетами, дети получают первый профессиональный опыт, - рассказала учитель русского языка и литературы кулебакского лицея № 3 Татьяна Лебедева.
В Сормовском районе Нижнего Новгорода выходит газета для старшеклассников "Всплеск".
- Мы - актив района, наша задача - освещать мероприятия по всем сормовским школам. интернет-версии у газеты нет, но мы выкладываем в сеть сверстанные полосы, чтобы расширить аудиторию, публикуем информацию в нашей группе "Вконтакте". Плюс каждая школа получает по 5-6 экземпляров газеты в свой актив, - рассказала член районного совета старшеклассников Анастасия Одинцова.
В том, что детские СМИ по-прежнему востребованы, уверена и директор Приволжской медиашколы Мария Богомолова.
- К нам приводят детей из семей разного уровня достатка, есть и очень состоятельные родители. Но их дети не знают, что такое планшет или смартфон - это принципиальная позиция взрослых. И все без исключения дети учатся работе в СМИ с огромным удовольствием. Это их шанс закрепиться в жизни, показать, на что они способны, получить веру в себя и в свои силы, - подчеркнула Мария.