- Изначально рукописи принадлежали сельским мечетям, - рассказал глава Института истории, археологии и этнографии Дагестанского центра РАН Махач Мусаев. - В советский период, когда большинство из них были закрыты, владельцами манускриптов стали потомки духовенства. Кто-то отдавал свои книги в госхранилище, потому что не находил им применения, другие были уверены, что у нас они переживут любые времена. Коллекция формировалась из поистине редких манускриптов, авторы которых жили в XII- XV и последующих веках. Много книг на арабском, - именно он был тогда языком науки. Как правило, эти фолианты имеют высокую художественную ценность, восточные рукописи богато украшены, да и сама арабская вязь - образец каллиграфического искусства.
Исписанные пожелтевшие страницы хранящихся в Дагестане книг доносят до нас мысли, а порой и революционные открытия древних астрономов, алхимиков, медиков и математиков. Есть в библиотеке сочинения по арабской каббалистике, риторике и мусульманскому праву, исторические трактаты, личная и деловая переписка, договоры между общинами. Судьба некоторых рукописей похожа на приключенческий роман.
Жили в Дагестане в те времена и замечательные полиглоты. Богослов Дибир-кади, который был секретарем-письмоводителем у местного феодала, составил арабско-персидско-тюркско-аварский словарь. Он блестяще знал все эти языки и проделал огромную работу, чтобы дать возможность учиться землякам, склонным к наукам. А для современных филологов это бесценный материал, теперь они могут понять, каково было произношение и написание слов в те времена, и проследить эволюцию языка.
В конце XVII века врачеватель ад-Дайлами написал медицинский трактат и преподнес его в дар правителю одной из провинций Персии. Это фармакологический справочник, в котором указаны симптомы недугов и способы лечения. Снадобья состоят в основном из трав, ингредиентов животного происхождения и минералов. В начале XVIII века дагестанский князь захватил персидский город Шемаха, и к нему в руки попала эта книга. Он оценил ее по достоинству и поручил перевести. Кстати, по оценке нынешних врачей, большинство лекарственных средств, описанных ад-Дайлами, способствуют выздоровлению, но есть и такие, которые пользу пациенту явно не принесут.
Занимались дагестанцы и астрономией, правда, они пользовались вычислениями арабских авторов исключительно в практических целях: рассчитывали географическое положение Мекки и в соответствии с этим строили мечети. Если соотнести их координаты с картами Google, то получится, что они стоят по направлению к Мекке с точностью до градуса.
Есть среди книг замечательные алхимические трактаты. Оказывается, в Средние века несколько дагестанских мудрецов пытались синтезировать благородные металлы, скорее всего, с применением ртути. Какое-то вещество, по внешним признакам похожее на золото, у них получалось, но оно не поддавалось ковке. Значит, опыты были неудачными. Однако есть сведения, что в XVIII веке Дамадан Мегебский все-таки добился трансмутации металлов - создал золото в своей лаборатории. Алхимики секретами не делились, остались лишь свидетельства очевидцев. Разбирать в древних книгах их записи сродни разгадыванию сложных логических задач.
В библиотеке хранятся манускрипты арабской каббалистики, тайной науки о познании мира. Если в иудейской традиции использовались цифры, то в арабской - буквы. Иногда эти знания применялись в целях, прямо скажем, не слишком серьезных. Например, в одной из рукописей изложен способ влюбить в себя понравившуюся девушку. Надо написать на листке буквы в определенном порядке и растворить надпись в воде. Если девушка ее выпьет, влюбится обязательно.
А самое удивительное открытие хранителей бесценной библиотеки - Коран, которому более тысячи лет. Обычно переписчики не датировали свою работу, но этот манускрипт - исключение. Он написан старинным шрифтом куфи. Если можно говорить о моде в арабской каллиграфии, то это самый ранний ее образец. В собрании Принстонского университета тоже есть такие Кораны. Их принято относить к XII веку. Теперь, благодаря дагестанским ученым, дату переписки Коранов именно таким шрифтом, можно отодвинуть к XI, а то и X веку.
- Оцифровка идет со скоростью примерно пятьдесят рукописей в год, - сказал Махач Мусаев. - К 2016 году информации, которая содержится в самых ценных манускриптах, уже не будут грозить пожары и другие бедствия - ее сохранит цифра.