В школах Петербурга предложили ввести уроки черлидинга

Большие мохнатые помпоны, с которыми выступают черлидеры, танцующие на стадионах в перерывах матчей, называются пипидастрами. Как ни странно, они могут стать для петербургских школьников такими же привычными атрибутами школьной физкультуры, как скакалки и волейбольные мячи.

Федерация черлидинга Северной столицы обратилась в Госдуму и Заксобрание Петербурга с предложением ввести в программу уроков физкультуры этот вид спорта. Парламентарии пока раздумывают. И, несмотря на неожиданность предложения, вполне могут согласиться. Необходимость что-то изменить в традиционных уроках физкультуры сейчас обсуждается особенно активно. По всей стране ремонтируют спортзалы, закупают новое оборудование, проводят соревнования, но дети все равно массово уклоняются от "физры": отжиматься и прыгать через козла им неинтересно. Может быть, именно танцы с помпонами вернут подростков в спортзалы?

- Настоящий черлидинг имеет мало общего с танцами полуодетых барышень из американских фильмов. Это серьезный вид спорта, который сочетает в себе акробатику и элементы художественной гимнастики, - говорит президент Федерации черлидинга Петербурга Юлия Березина. - Важно, что в команде может находиться до 25 человек, причем задействованы не только девочки, но и мальчики, которые выполняют силовые упражнения. В Петербурге черлидингом занимаются пока всего полторы тысячи детей. Соответствующие кружки работают в центрах дополнительного образования трех районов города. В федерацию и в сами секции регулярно обращаются дети и их родители. Но мест нет. Нет и материальной базы, чтобы организовать дополнительные группы.

- Конечно, довольно заманчиво взять какой-нибудь вид спорта и ввести его во всех школах, а потом отчитаться, что все проблемы уроков физкультуры решены. Но я считаю, что к таким вещам нужно подходить с определенной осторожностью, - отмечает Вадим Фарбей, заместитель декана факультета физической культуры и спорта РГПУ имени Герцена. - Настоящий черлидинг травмоопасен, а значит, нужно разработать особую методику, использовать максимально безопасные элементы. Самый оптимальный вариант - вводить не обязательные, а дополнительные занятия.

Сейчас в школах физкультуре отведены три учебных часа в неделю. Из них два урока посвящены обязательной программе, третий педагог использует по своему усмотрению: класс играет в волейбол, бегает кроссы. Именно этот свободный час и предлагается сделать разнообразнее. Среди вариантов - фигурное катание, восточные единоборства, бокс, акробатический рок-н-ролл и даже гольф. Каждый спортсмен считает свою сферу деятельности идеальной.

- В отличие от математики или биологии, где оценки ставятся по результатам тестов, в физкультуре все субъективно, - продолжает Вадим Фарбей. - Согласитесь, нельзя поставить тройку ученику, который плохо выполняет нормативы в силу своей физической формы. Педагог всегда в равной степени ориентируется как на результаты, так и на старание. И соответственно, на старание класса учитель может рассчитывать лишь при одном условии: если он сможет по-настоящему заинтересовать детей. Поэтому определенное новаторство здесь возможно.

Тем временем

По оценке комитета по здравоохранению, среди петербургских школьников лишь только каждый десятый здоров на 100 процентов. У 60 процентов учеников так называемая вторая группа здоровья, которая позволяет заниматься на общих основаниях. Остальные дети имеют разного рода освобождения от физкультуры. Со следующего года на уроках "скамейка запасных" будет пуста. Приказом министерства образования освобождения от физкультуры отменяются. То есть никакие справки от врача больше от уроков не спасут. Дети с хроническими заболеваниями по-прежнему не будут сдавать нормативы, но заниматься адаптивной физкультурой они обязаны.