17.04.2015 16:43
    Поделиться

    Джон Дэйвис: Российские школы готовы к переходу на электронные учебники

    16 апреля стартовала апробация электронных учебников издательства "Просвещение" в российских школах. В ней сможет поучаствовать любой педагог и его ученики, достаточно скачать бесплатную программу с сайта издательства. На первом этапе доступны 50 учебников из 415 созданных авторами курсов. Пока использование электронных учебников дело сугубо добровольное, но уже через год-другой на современные средства обучения перейдут все школьники.

    Учителя и родители заранее разделились на два лагеря. Одни настаивают на сохранении бумажных учебников и хотят свести роль компьютеров в школе к минимуму. По их мнению, только традиционный подход позволит вырастить умных и думающих людей. Другие же настаивают на том, что прогресс не может стоять на месте и хотят оснастить детей самыми высокими технологиями. У учителей свои проблемы. Российская школа заметно устала от постоянных реформ и инноваций, поэтому педагоги на любые глобальные новшества смотрят скептически. Мол, начальники там напринимают, а нам отдуваться.

    Мы попросили вице-президента компании Intel Джона Дэйвиса, участвовавшего во внедрении электронного образования во многих странах мира, рассказать, что ждет российскую школу и насколько наша страна готова учиться по-новому.

    Вы видели разработанные "Просвещением" электронные учебники? Насколько они готовы для использования учениками и педагогами?

    Джон Дэйвис: Мы помогали "Просвещению", консультировали по увязке их программ и "железа", на котором они будут работать. Так что эти учебники я видел. Они вполне готовы для использования. Тут важно учитывать вот что. Бумажный учебник, однажды отпечатанный в типографии, попадает на парты школьников в неизменном виде. Электронный же учебник можно постоянно улучшать. Самое главное - начать с ним работать. С тем, что сейчас смогли разработать в России, начинать, безусловно, можно. А потом уже по мере возникновения идей и новых мыслей можно доводить продукт до совершенства.

    Наши школы готовы к переходу на электронные учебники?

    Джон Дэйвис: Безусловно. Многие школы уже вовсю работают по ним. Я довольно часто бываю в России, знаю несколько школ, которые семь лет назад перешли на этот формат. Что необходимо для электронного обучения? Техника, контент и учителя.

    Россия огромная, регионы разные, в школах есть отличая по оборудованию, но, если будет политическая воля, я думаю, минимально оснастить все образовательные учреждения вполне реально. Тем более, почти везде есть интернет. Контент - сам учебник - разработали. Осталось самое важное и трудное - подготовить учителей. Но это проблема тоже решаемая. Молодые педагоги уже выросли в обнимку с компьютером и для них абсолютно естественно использовать его в работе. К тому же в педвузах теперь будут готовить по-другому. Более возрастным коллегам надо помочь. Например, для них можно проводить онлайн-семинары на час-другой пару раз в неделю. Понемногу разберутся.

    Зачем детям надо отказаться от бумажных учебников и браться за электронные?

    Джон Дэйвис: Знаете, это как минимум интересно. Я не хочу проводить аналогий, но когда в школах Уганды, Нигерии, Ганы, - а это беднейшие страны с невероятным количеством самых разных проблем, - появились компьютеры, там тут же возросла посещаемость. Если раньше ребята прогуливали занятия, то теперь им стало интересней ходить на уроки, чем заниматься чем-то другим на улице. А учителям немного доплачивали за умение обращаться с современной техникой. Зарплаты там маленькие, так что от прибавки никто отказываться не стал.

    Кроме того, мы живем в постоянно меняющемся мире. Технологии везде, они нас окружают, проникают во все сферы жизни человека. Странно делать школу эдакой резервацией и готовить людей к жизни в XXI веке по технологиям XVIII-го.

    Мы провели исследования в школах, которые перешли на электронные технологии. Академические результаты и мотивация по сравнению со сверстниками из соседних образовательных заведений, где обучение проходит по старинке, оказались существенно выше.

    В России привыкли, что учитель - источник знаний. А теперь все знания будет выдавать компьютер?

    Джон Дэйвис: Суть электронного учебника не в том, чтобы он выдавал готовые знания. С помощью компьютерного образования у детей появится возможность совместного познавательного труда, совместного творчества. Основная задача учителя новой формации - в сотрудничестве с учениками всем этим воспользоваться. У любого великого спортсмена обязательно есть тренер. Он не так высоко прыгает, медленнее бегает, хуже отбивает мяч и не обязательно может сесть на шпагат. Но именно занятия с тренером позволяют спортсменам улучшать свои результаты, добиваться побед и становиться чемпионами. Сейчас мир так быстро меняется, что просто заучивать и повторять информацию за учителем нельзя. Ученики должны становиться сильнее своих педагогов. Задача взрослых - помочь ребятам превзойти себя, а не просто воспроизвести какие-то знания.

    Многие учителя уверены, что с мелом и доской они смогут большему научить ребят, а компьютер только потребует от них лишних усилий, займет много времени, а в результате будет только мешать.

    Джон Дэйвис: Вот смотрите, есть учитель, а есть врач. Профессии во многом схожие. В Таиланде в одной больнице решили ввести электронный документооборот. Часть медиков легко согласилась на новшество. Через год посмотрели: за то же время и при тех же ресурсах они смогли принимать в два раза больше пациентов. Другие отказались. Никто принуждать их не стал. Заполненные страницы истории болезни они передавали друг другу по факсу. Никаких силовых мер ни к кому не принимали. Но через год все, даже самые стойкие консерваторы освоили компьютеры. Это просто удобней.

    А в Бразилии справляться с компьютерами учителям помогли сами школьники. Там всем технически грамотным ребятам выдали бейджи: "Я готов помочь с Word", "Я могу переустановить операционную систему". Так ребята стали всерьез бороться за звание лучшего помощника. И никаких проблем у учителей с компьютерами не осталось.

    Школа, кроме знаний, дает еще много полезных навыков и опыта, за которые не ставят оценки. Здесь учат общаться, решать проблемы, выступать перед публикой. Это все уйдет? Может, тогда и в школу не надо ходить: сидит ученик дома за своим гаджетом и добывает знания по заданию учителя?

    Джон Дэйвис: Ничто и никогда не заменит личного общения. Электронное образование ни в коем случае не должно вытеснить из школы человека. К этому тоже надо готовить учителей, продумывать компенсационные курсы, чтобы не лишить ребят социального опыта. Электронное образование не должно привести к разрыву социальных связей. Наоборот, за счет совместной работы учеников, создания общих проектов, обсуждения их и повышения эффективности занятий - то есть сокращения необходимого для усвоения материала времени - возможности для общения и коммуникаций должно стать только больше.

    Поделиться