В проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, который был рассмотрен и рекомендован к принятию Научно-техническим советом Роскосмоса 15 апреля, предусмотрена возможность после 2024 года на базе трех модулей Международной космической станции создать российскую орбитальную станцию, - сообщил Коптев.
Ранее на "Деловом завтраке" в "Российской газете" о такой возможности говорил руководитель Роскосмоса Игорь Комаров. Концепция российской пилотируемой космонавтики на период до 2030 года и дальнейшую перспективу предусматривает использование МКС до 2024 года. "Конфигурация следующей станции будет строиться на основе отделяемых от МКС универсальных модулей, - сказал Игорь Комаров. - Речь идет о модулях, которые готовятся к запуску в ближайшие годы: это многоцелевой лабораторный, узловой и научно-энергетический. Они позволяют создать перспективную российскую орбитальную станцию для решения задач по обеспечению гарантированного доступа России в космос. Но обсуждается и строительство новой международной станции. И архитектура этого обсуждения не должна ограничиваться только нынешними участниками МКС. Надо рассматривать возможность участия в будущих проектах стран БРИКС".
В отличие от МКС, орбита новой станции может иметь наклонение не 51,6 градуса, а 64,8 градуса. И это принципиальный момент. Почему? Такое наклонение делает возможным отправлять к ней космические аппараты и грузы, в том числе с космодрома Плесецк. Сейчас это невозможно. Кроме того, у новой станции будет совершенно иной сектор обзора поверхности Земли: она сможет видеть до 90% территории России и арктический шельф. У МКС этот показатель не превышает 5%.
Некоторые эксперты уже говорят и о том, что новая станция может стать плацдармом для летно-конструкторских испытаний пилотируемых средств лунной инфраструктуры. Впрочем, мнения высказываются не однозначные. Некоторые считают, что создание станции "в одни руки" обойдется слишком дорого. Другие - что она вообще не нужна, так как не даст ничего нового ни для российской промышленности, ни для науки. Есть и такие, кто "за", но при условии, что станция должна быть просто посещаемой. То есть космонавтов туда нужно отправлять лишь тогда, когда требуется ремонт, заменить приборы и т.д.
Свое мнение высказал корреспонденту "РГ" летчик-космонавт Герой Советского Союза Виктор Афанасьев, который четыре раза летал в космос и отработал в невесомости в общей сложности 555 суток.
- Я убежден: собственная космическая станция нам нужна, а международной она может стать всегда, - говорит Виктор Михайлович. - И постоянное присутствие космонавтов на ней тоже необходимо. На мой взгляд, важнее сегодня говорить о другом - о повышении практической отдачи от научных исследований, которые проводятся в космосе. Возьмем, к примеру, прогнозирование землетрясений - проблема из проблем, которая до сих пор не решена. Еще на "Мире" мы проводили эксперименты, результаты которых использовались в разработке методик оперативного прогноза сейсмической опасности. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, и роль науки на космической станции, роль космонавтов тут должна быть гораздо весомее.