Попрощаться с Олесем Бузиной во двор на улице Дегтяревской, где он прожил всю жизнь и где был убит, пришло не более трех сотен человек. Здесь не было знаменитостей, представителей власти и политиков - только родные: мать, дочь, соседи, друзья, поклонники. Наверное, именно поэтому церемония прощания не превратилась в массовую акцию, сопровождаемую пламенными речами - люди пришли со своей скорбью, принесли свечи и цветы, а не политические прокламации. Единственным протестным знаком были георгиевские ленты, неприемлемые нынешней украинской доктриной. Но это скорее была дань увлечению Олеся историей Российской империи. Впрочем, лозунг "Фашизм не пройдет" все-таки был несколько раз громко произнесен.
Официальный Киев похороны Бузины, как, впрочем, и его смерть, предпочел не заметить. Ни во дворе на Дегтяревской, ни в Киево-Печерской Лавре, где писателя отпевали, не было ни одного представителя администрации президента Украины, правительства или депутатского корпуса. Хотя некоторые депутаты от якобы оппозиционной режиму партии "Оппозиционный блок" поспешили затребовать себе охрану и неофициально намекнуть об угрозах. Официально же эта партия убийства Бузины и Калашникова тоже проигнорировала.
Не пришел на похороны Бузины и никто из его бывших коллег, оказавшихся волею судеб по другую сторону баррикад: человеческое в них проиграло политической целесообразности и страху - не за жизнь, но за свое место. Тем более что многие из них, чьи имена сейчас широко известны, еще до похорон поспешили отметиться уничижительными и оскорбительными "воспоминаниями" - мол, был скандален, не влиятелен и не популярен.
Впрочем, несправедливо будет сказать, что журналистов рядом с Бузиной не было вовсе: несколько телеканалов все-таки прислали свои съемочные группы, которые около двух тысяч человек, пришедших на кладбище Берковцы, встретили криками "Фашисты!". Причем такое определение касалось всех украинских журналистов, без разбора редакционной принадлежности.
Было и несколько исключений, например экс-главред газеты "Сегодня" и друг погибшего Игорь Гужва, который и сам вместе с возглавляемым изданием "Вести" получает сегодня немало угроз.
И уж вовсе фарисейским стало отсутствие какой-либо реакции - соболезнований, венков и прочих знаков посмертного внимания со стороны президента Петра Порошенко. Он даже не упомянул фамилию писателя в разговоре с представителем МВД, от которого потребовал "в кратчайшие сроки найти исполнителей и назвать организаторов последних убийств". Сами убийства Порошенко определил как "провокацию, которая льет воду на мельницу наших врагов". Это при том, что с Бузиной Порошенко был прекрасно знаком лично, неоднократно пересекался на всевозможных телевизионных шоу и светских раутах.
Будто бы в пику украинскому президенту сейчас в социальных сетях распространяются фотографии, где он с покойным запечатлен вместе в самых разных обстоятельствах. Кроме этого в интернете проводится акция в память об Олесе Бузине - пользователи публикуют цитаты из его книг и многочисленных интервью.
Тем временем, МВД Украины пока не может похвастаться успехами в расследовании резонансных убийств. Руководитель Главного управления МВД Украины в Киеве Александр Терещук сообщил прессе, что основной версией убийства Бузины является "профессиональная деятельность", а также отрабатывается версия убийства на почве неприязненных отношений - якобы, у следствия есть уже семь свидетелей. Кроме того, недалеко от места убийства - у метро "Шулявка", найдена машина "Форд"из которой, предположительно, стреляли киллеры.
Дополнительные детали убийства также сообщил в социальных сетях журналист Артем Шевченко: "Характер поражений свидетельствует о хаотичной, а не прицельной стрельбе: по сути лишь последний из пяти выстрелов - в голову, был смертельным. Один из нескольких свидетелей - водитель автомобиля, который сидел, откинувшись на сиденье, и смотрел портативный телевизор прямо напротив места расстрела. Он видел воочию все происшедшее. Почерк явно не профессионалов-киллеров. Или нужно было это сделать именно так", - написал журналист.
Тем не менее, СМИ продолжают навязывать обществу версию, вброшенную советником главы МВД Украины Антоном Геращенко о причастности к убийству Олеся Бузины "российских спецслужб". Иначе не объяснить тот факт, что на сайте "Миротворец", где украинцам предложено доносить на "врагов народа", буквально через час после убийства, на странице посвященной Бузине появился статус "ликвидирован". Равно как придется объяснять, почему первой, кто обнародовал информацию об убийстве, причем с уже готовыми фотографиями, оказалась заместитель руководителя киевской организации "Правый сектор" Анна Демид ("Правый сектор" признан Верховным судом РФ экстремисткой организацией, его деятельность на территории нашей страны запрещена).
Хотя, похоже, рассказам о "русском следе" уже мало кто верит - во время голосования в студии на пятничном ток-шоу Савика Шустера 70% зрителей высказались против версии о "руке Москвы". Но, все указывает на то, что результат расследования будет всеми силами подгоняться под эту версию.
Справка "РГ"
В соответствии с решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года пять украинских националистических организаций были признаны экстремистскими. Деятельность УПА, "Правого сектора", УНА-УНСО, "Тризубы им. Степана Бандеры" и "Братства" попали под запрет.
"...Тарас Шевченко - самый неподходящий символ для любой войны. Он годится для пропаганды милитаризма, как бравый солдат Швейк для заманивания кандидатов в наемную армию. Несмотря на то, что целых десять лет прослужил рядовым Русской императорской армии. Понимаете: Шевченко - РУССКИЙ СОЛДАТ... Шевченко мог бы стать символом примирения и внутри Украины, и между Украиной и Россией. Две трети его произведений написаны по-русски. Все повести. Часть стихов. Дневник. Для Тараса русский был таким же родным, как и украинский".