Задуманный во многом как полемика, фестиваль "Дубль дв@" в который уж раз получил поддержку от зрителей: публика вновь предпочла кино доброе. Как только в ряду очень сильных картин появился фильм "Если все", в конце довольно мрачного туннеля словно зажегся свет, и люди вздохнули с облегчением: если снимают такое кино, значит, не все потеряно. Средний балл: 9 из 10 возможных.
При этом фильм Наталии Беляускене ни на микрон не отступает от правды. Просто режиссер умеет видеть этот свет в людях. Находить его, его зажигать, объединять искры в костер жизненной философии, изначально открытой людям и не теряющей в них веры. Да, это полемика. С теми, кто считает, будто единственно достойная искусства задача - открывать глаза на общеизвестное, на то, что в глаза бросается само. Приходя в кинотеатр с пыльных улиц города, мы попадаем в пыльные переулки фильма. Матерок толпы прямиком, как есть, прет на экраны. Формально - правда жизни, но тогда непонятно, при чем тут художник. Для чего человечество изобретало поэзию, "магический кристалл", претворяющий реальность в ее художественное воплощение, "нас возвышающий обман", наконец? И какого рожна все гении мира упрямо искали этот свет в людях, загадку, которая генерирует добро, надежду, без которой нельзя жить. И откуда светоносность творений Шекспира, Чехова, Толстого - не оттого же, что Анна Каренина сиганула под поезд, а в финале "Гамлета" гора трупов.
Фильм Беляускене спорит с модами в кино - но выглядит не старомодным, а классичным. "На фоне других картин фестиваля - глоток воздуха и сама душевность. Зрители истосковались по светлому и доброму кино. Само время голосует за этот фильм", - пишет зрительница Анна Молева. Время и зрители голосуют, да. Но фильм не появился в российском прокате, им не заинтересовалось ТВ, его почти не заметили критики, хотя он был в одной из программ Московского фестиваля. Я общался с деятелями проката - почти все они убеждены, что монопольно владеют секретами зрительских предпочтений, и их приговоры неоспоримы. У них действительно есть "ноу-хау" - как, работая на понижение вкусов, рубить сук, на котором сидят. Фильм, выбранный нашими зрителями, в их понимании безнадежен: нет выстрелов и секса. Поэтому его нет на экранах. "Ножницы" между зрителем и теми, кто призваны донести до него кино, очевидны, хотя и противоестественны. Одна из задач фестиваля - привлечь к ним внимание, показать тупиковость такой "репертуарной политики". Кино без зрителей, фильмы-невидимки - вот абсурд, рожденный такими теориями и практиками.
Лауреат премии "РГ" - "Класс коррекции" Ивана И. Твердовского. Фильм опять же редкий: дебютант обратился к жизни подростков-инвалидов, "меньшинств", которые у нас принято либо не замечать, либо травить. Надежда в фильме пробивается упрямо, как трава сквозь бетон, она почти мистична, но она есть. Наш зритель Сергей Хазов справедливо проводит параллель с картиной Ролана Быкова "Чучело": да, тема личности в кругу детской жестокости в нашем кино - гость раритетный, но бесценный.
Выбрать лауреатов было трудно: фильмы шли сильные, каждый силен по-своему, каждый мог претендовать на призы. Но жюри не смогло пройти мимо такого высокого, мастерского образца поэтического кино, как "Испытание" Александра Котта, мимо такого фильма-поступка, как предельно искренний, открытый всем ветрам и ударам "Дом, милый дом" с его темой нашего общего распавшегося очага, едва тлеющего в воспоминаниях героев. Обе картины награждены почетными дипломами и памятными подарками их авторам. Из пяти отмеченных наградами фильмов - три дебюта: у нас реально существует "новая волна" молодой режиссуры, только, благодаря прокату, об этом никто не подозревает.
Наша аудитория резко выросла в сравнении с предыдущими фестивалями: по числу зрителей "Дубль дв@" достиг уровня 2014 года уже в середине пути. Фестиваль еще идет, окончательные цифры станут известны позже, но ясно, что перекрыты показатели многих крупных киносмотров мира. Надо учесть, что техника фиксирует число посещений, а сколько зрителей за каждым подключением к сайту, установить невозможно. Между тем в одном только Краснодаре несколько антикафе и коворкингов устроили трансляции фестиваля - по одному-два сеанса в день, на каждом аудитория до 10 человек. А по статистике это - одно посещение.
Удивительно качество публики: в форуме фестиваля опубликовано более трехсот зрительских рецензий, уровню анализа во многих могут позавидовать профессиональные критики. Публика приходила из более 70 стран мира, - интеллигентная, взыскательная и благодарная: ни разу средняя оценка фильмов, по 10-балльной шкале, не опустилась даже до "пятерки". Оценки могли быть выше: технику голосования постигли не все. Будем ее совершенствовать: она должна быть понятной.
Техника фестивалю и союзник, и враг. С одной стороны, она позволила смотреть фильмы там, куда наше кино вообще не заглядывает. С другой - картины, рассчитанные на большие экраны, смотрят в доступных условиях: кто - на качественных телевизорах, а кто - на ноутбуке. К тому же она подвела на финише, и фильм "Элизиум" пришлось, извинившись, снять с показа - им мы откроем следующий, VII фестиваль. Но техника совершенствуется, и за онлайн-фестивалями, как сказал на церемонии открытия социолог Даниил Дондурей, - будущее. "Замечательный фестиваль. С прекрасным подбором фильмов: тонких, человечных, актуальных, заставляющих думать. Такие фестивали нам необходимы" - из отзыва Лилии Горской. "Организаторам низкий поклон. Верю, что им по силам показать картины фестиваля и в условиях кинотеатра. Уж очень непреодолимо желание посмотреть "Испытание" и другие работы на большом экране", - пишет один из лауреатов конкурса рецензий Николай Челноков. Согласимся: хорошо бы. Дело за кинотеатрами - кто возьмется повторить у себя программу фильмов, которым фестиваль создал рекламу, и потенциальная аудитория которых обширна?
В понедельник на сайте фестиваля доступны для просмотра фильмы-лауреаты - идет их премиальный показ. Во вторник в газете появится отчет о церемонии вручения премий. И мы простимся с нашими зрителями до VII фестиваля в апреле 2016 года. Спасибо всем, кто был с нами.