19.04.2015 23:45
    Поделиться

    В России в 21 раз вручили театральную премию "Золотая маска"

    Вручена российская национальная театральная премия: лучшим драматическим спектаклем стал "Вишневый сад" Льва Додина
    В двадцать первый раз вручена российская национальная театральная премия "Золотая маска". В этом году двумя экспертными советами были отсмотрены 636 спектаклей, и из пятидесяти четырех, вошедших в финальную афишу, были названы лучшие из лучших.

    Самую ожидаемую награду как главную конкурсную интригу фестиваля, традиционно вручаемую в конце церемонии, получил "Вишневый сад" санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы. Как лучший драматический спектакль большой формы, который сейчас в полном составе находится на двухнедельных гастролях во Франции, - и по этой уважительной причине за "Золотой маской" вместо Льва Додина на сцену поднялся исполнительный директор театра Давид Вольфовский. С полным триумфом выступив не только на "Золотой маске" в Москве, но и на парижской сцене театра Le Monfort сыграв десять премьерных спектаклей "Вишневого сада", в Париже театр Додина получил и еще две хорошие новости: что двум ведущим актерам Малого драматического театра - Сергею Курышеву и Ксении Раппопорт (создавшим замечательные образы чеховских героев и в "Вишневом саде") - присвоены почетные звания "народных артистов Российской Федерации" (удивительно только, что они не были ими до сих пор).

    Эта "Маска" для Малого драматического театра была из разряда безусловно и абсолютно объективных наград, ведь под словами генерального директора премии и фестиваля Марии Ревякиной (сказанными не на церемонии, где все руководство беспристрастно, а на "Деловом завтраке" в "Российской газете") готовы были подписаться многие, чья профессиональная или зрительская судьба связана с настоящим драматическим театром, не потерявшим интерес к душе человека: "Лев Додин - это один из моих любимых режиссеров. Человек, который настолько остро, тонко чувствует природу театра, при этом абсолютно не консервативен. Он один из тех театральных лидеров, которые понимают, для чего театр существует…"

    Многие на XXI "Маске", как и петербургский МДТ, стали уже, можно сказать, настоящими старожилами в списках лауреатов. Не смогли точно ответить, какую по счету награду за лучший спектакль в театре кукол получают создатели рукотворного московского Театра "Тень" Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум.

    В этот раз их поздравляли за "КукКафе "У. Шекспира", которое, как и каждая их постановка, оказалась маленьким шедевром, рассчитанным на очень небольшое количество зрителей. "Пытались вспомнить, в который раз мы выходим сюда за наградой. Но не в числах дело. Спасибо большое всем нашим коллегам во всех жюри - вы сейчас остаетесь последней высокой инстанцией, которая по-прежнему говорит, что все-таки дело не только в количестве зрителей, которых мы можем обслужить, но еще и в качестве", - благодарила режиссер Майя Краснопольская.

    Главный режиссер санкт-петербургского Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов, отмеченный "Маской" за лучшую режиссуру, лично присутствовать на церемонии не смог. Но эта награда в драматическом жанре оставила самую большую горечь недопонимания - многие, даже самые преданные поклонники режиссерского почерка Юрия Бутусова, сошлись во мнении, что "Три сестры" - это было худшее, что он мог поставить, восприняв почти пятичасовой спектакль как настоящую пытку. Невпопад вклиниваемой музыкой, странной комической режиссерской трактовкой самых надрывных чеховских сцен, противоестественными человеческой природе мотивировками поведениями сестер, целой эскападой лишних мизансцен... Надежда оставалась, что спектакль - лишь эпизодическое недоразумение в его биографии, все помнят и гораздо лучшие моменты, и дальше все вернется на круги своя, а "Золотая маска", в данном случае, негласно присуждена за совокупность его прежних заслуг.

    Актер Армен Джигарханян получал "Золотую маску" "за выдающийся вклад в развитие театрального искусства". "Я расстроен, - заставил улыбнуться он собравшихся. - Я шел сюда, думал, что я молодой и красивый парень, но теперь мне придется пересмотреть свои взгляды. Оглянулся вокруг - все ребята крепкие, много знающие, таких слабаков, как я, кажется, здесь больше нет… Поэтому спасибо за ваше внимание, но не списывайте нас!"

    Немецкий режиссер Петер Штайн, составивший ему компанию в этой внеконкурсной номинации и также получивший "Маску" "за выдающийся вклад", признался со сцены в безграничной любви к русскому искусству: "Я чувствую себя здесь как дома. И как дома я чувствую себя в русском театре. Потому что великие успехи в своей карьере я пережил именно здесь. Моя жизнь была бы немыслима без соприкосновения с русской культурой, русским театром, русской литературой и русской музыкой. Эта премия, которая мне сейчас вручается, делает меня благодарным и гордым. Потому что у меня появилось ощущение, что то, что мне русская культура дала, может быть, мне удалось в какой-то степени ей вернуть …"

    Парадокс "Золотой маски"

    За Новую сцену Александринского театра искренне порадовались - она впервые участвовала в фестивале, и спектакль драматического театра "Экспонат/Пробуждение" неожиданно оказался выдвинут и победил в номинации "Лучший спектакль в современном танце". В их исполнении слово "перфоманс" отнюдь не выглядело изощренным театральным ругательством, оправдывающим любые вольные скрещения режиссуры и хореографии, - здесь все выглядело более чем интересно и убедительно, и потому аплодировали им бурно и долго.

    Полный список лауреатов "Золотой маски" - на сайтах www.rg.ru и www.goldenmask.ru

    Прямая речь

    Мария Ревякина, генеральный директор премии и фестиваля "Золотая маска":

    - Наши главные герои - это все участники фестиваля. Спасибо им всем. Мы очень за них волновались и переживали. И какое бы ни было решение жюри, самое главное, что они разделили с нами свой талант, свой труд, свое искусство.

    У Хемингуэя есть потрясающая фраза: писать, на самом деле, очень просто - ты садишься перед пишущей машинкой, и начинаешь истекать кровью. Мне кажется, это относится к любому виду творчества, а уж к театральному - особенно. Тем более это важно в наше непростое сложнейшее время, в котором мы все находимся. Всю историю человеческого общества театр все-таки был тем зеркалом, в котором человек отражался. Не только со своими пороками и недостатками, но и со всем своим потенциалом. Театр все время как был, так говорил и говорит обществу: да, ты несовершенен, но у тебя есть возможность стать умнее, сложнее, терпимее и добрее.

    Конечно, у театра нет готовых рецептов для решения важнейших проблем, которые возникают в обществе. Но театр все-таки заостряет восприятие, показывает альтернативы, подчас утопии, стимулирует дискуссию и осмысление в идеальном варианте всех этих проблем. Без судебных разбирательств, без табу и без погромов. Давайте вместе поддерживать наш российский театр, помогать театру, и слышать друг друга даже тогда, когда нас всех захватывают очень сильные бурные эмоции…

    Поделиться