Минюст пропишет порядок ведения списка экстремистских материалов

Министерство юстиции России пропишет порядок ведения федерального списка экстремистских материалов. На официальном портале размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов появилось сообщение, что ведомство начало подготовку соответствующего приказа.

Сейчас от гражданского общества принимаются идеи, чтобы люди хотели видеть в данном приказе. Конечно, само министерство не будет решать, чьи речи, письма или картинки слишком горячи, чтобы свободно распространяться. Оно только аккуратно учитывает все материалы, которые суды признали недопустимыми.

Как объясняется на официальном сайте ведомства, федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. Сейчас в реестре значится более 2 тысяч 750 материалов. Среди них - стихи, песни, картинки, книги. Среди свежих обновлений есть даже диссертация. Научная работа или то, что за нее выдавалось, по мнению суда, имеет экстремистское содержание.

С юридической точки зрения этот список дает возможность не проверять каждый раз одни и те же крайние высказывания или картинки, а сразу накладывать вето на их распространение. Если кто-то попробует дать ход - в Интернете ли, на заборах ли - горячим мыслям из официального списка, его накажут. Если случай относительно простой, человека оштрафуют за административное правонарушение. Если дело зашло далеко, то может грозить и уголовная статья.

Строго говоря, закон допускает использование подобных материалов в особых целях, например научных. Нельзя лишь одно: разжигать вражду и ненависть. Но на практике лучше все-таки быть осторожными с подобными материалами: неприятности можно нажить, даже не имея злого умысла. Поэтому порядок ведения списка тоже становится одним из ключевых вопросов. Например, по словам экспертов, стоит определиться со сроками, в течение которых то или иное слово из приговора попадает в федеральный список. Возможно, стоит детально проговорить и требования, как именно описывать в публичной части реестра экстремистские материалы. Скажем, в СМИ рассказывали о случаях, когда экстремистскими признавались даже анекдоты. Надо ли приводить этот анекдот целиком на сайте минюста? А если не приводить, как обычному гражданину понять, о каком анекдоте идет речь, чтобы никогда не рассказывать?

Так что процедурой пренебрегать нельзя. Библиотекой для экстремистов реестр минюста в любом случае не станет: ознакомиться с полной версией экстремистских творений там нельзя, дается лишь общее описание. В принципе, о чем речь, примерно становится понятно.

Кстати, не секрет, что сегодня экстремисты активно используют Интернет для распространения своих идей. До недавнего времени считалось, что правоохранители здесь обречены опаздывать, так как скорость распространения информации намного опережает скорость тех же судебных процедур. Однако проблема решается.

В прошлом году закон дал право Генеральной прокуратуре требовать ограничения доступа к сайтам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности или участию в несанкционированных массовых мероприятиях.

По новому порядку Роскомнадзор на основании требования Генпрокуратуры обязан обеспечить ограничение доступа к таким интернет-ресурсам и принять меры к удалению противоправной информации. По словам экспертов, новая процедура позволяет оперативно удалять из Интернета недопустимые вещи.

Как сообщили в Роскомнадзоре, в прошлом году по требованию Генеральной прокуратуры было заблокировано 525 интернет-ресурсов. При этом окончательное решение, что считать экстремизмом, естественно, остается за судом.