В российском нефтегазовом комплексе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более двух третей доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. Однако модель, когда топливно-энергетический комплекс и экономика страны в целом развивались только за счет постоянного увеличения добычи на освоенных месторождениях и экспорта энергоресурсов, уже не работает в той мере, как раньше. И все более очевидным становится факт, что легких "нефтяных" денег будет все меньше.
Во второй половине прошлого года цены на нефть обрушились более чем в два раза, достигнув минимальных значений за последние семь лет. Причем понятно, что наращивание объемов экспорта сырья может сказаться на дальнейшем снижении его стоимости. А западные санкции и низкие цены вынуждают отечественный нефтегазовый комплекс сокращать инвестиции. В таких условиях, по мнению отраслевых экспертов, наиболее оптимальным является качественное перевооружение отрасли по программе импортозамещения. Сделать это будет непросто. Но особенно сложной эта задача станет в области нефтепереработки. При падении нефтяных котировок рентабельность экспорта мазута в сравнении с экспортом нефти снижается, НПЗ перерабатывают меньше сырья, и оно направляется на продажу, без того увеличивая избыток предложения. Тем временем именно такое увеличение экспортных поставок сейчас и происходит. Так, за январь-февраль 2015 г., по данным Ассоциации морских торговых портов России, объем перевалки сырой нефти в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. увеличен на 8,7% и составил 33,6 млн тонн.
Как считает директор по консалтингу IHS Россия Максим Нечаев, при осуществлении налогового маневра к 2017 г. эффективность средних НПЗ и НПЗ с низким выходом светлых нефтепродуктов существенно ухудшится. Это связано с тем, что налоговый маневр призывает не только к радикальному снижению выхода темных нефтепродуктов, но и к достаточно затратной модернизации заводов. "Налоговый маневр планировался при других макроэкономических реалиях и, скорее всего, будет опять пересмотрен в ближайшем будущем, - полагает он. - В 2014 г. экспорт нефтепродуктов был существенно выгоднее экспорта нефти, даже при 60 долл. за баррель, а весь прирост переработки в последние пять лет отправляется на экспорт. Плюс к этому, до 2015 г. налогообложение стимулировало первичную переработку, делая глубокую менее выгодной. Налоговый маневр все меняет. Если в налоговом режиме 2014 г. точка безубыточности для среднего НПЗ на Волге - около 55долл. за баррель, то маневр сдвинет точку безубыточности для сложного НПЗ до 40 долл., сделав средние и простые НПЗ нерентабельными".
Очевидно, что простые и средние НПЗ спасет либо существенное изменение макроэкономических параметров, либо модернизация. Однако в "тучные" годы нефтегазовой отрасли так и не удалось преодолеть проблемы, доставшиеся в наследство еще от прежней экономики: устаревшее оборудование и инфраструктура, технологическая отсталость, недостаток конкуренции и стимулов для инноваций. В последнее время к этим факторам добавилось замедление внутреннего экономического роста, увеличение себестоимости добычи и затрат на транспортировку. В то же время мировая энергетика не стоит на месте, появляются новые производители, технологии добычи и переработки.
С учетом всех этих факторов качественно другим должен стать уровень использования энергоресурсов, последовательно напоминают в правительстве РФ. "Речь идет о более глубокой переработке нефти, газа, угля, освоении замкнутого топливного цикла в атомной энергетике, внедрении современных технологий добычи и транспортировки и, конечно, о повышении энергоэффективности экономики в целом, - считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. - Энергетический сектор генерирует стабильный, а главное, платежеспособный спрос на современное оборудование, новые технологии и материалы. Этот ресурс должен быть, прежде всего, направлен на развитие нашей промышленности и инновационной сферы. Рассчитываем, что за счет импортозамещения, локализации производства, за счет технологических союзов доля импортного оборудования и материалов для ТЭКа существенно сократится".
Целевые параметры развития отрасли предварительно сформированы в проекте Энергетической стратегии до 2035 г., которая подразумевает, что к этому периоду доля импортного оборудования в российской нефтегазовой отрасли не должна превышать 10%. Согласно планам минэкономразвития, долю импортной продукции в нефтегазовом машиностроении уже через пять лет планируется снизить с нынешних 60% до 43%. Сегодня наименьшее количество зарубежного оборудования, менее 20%, применяется при разработке традиционных месторождений. Однако по трудноизвлекаемым залежам его доля составляет почти 50%, а по некоторым видам добычи доходит до 90%. В значительной степени именно под заказы для машиностроительных предприятий ТЭК и будет направлен основной объем инвестиций. Это 2,5 трлн долл. к 2035 г.
В то же время уже сегодня российские ученые готовы предложить рынку достаточно интересные разработки. Как рассказал Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН, в России создан ряд уникальных технологий, позволяющих значительно снизить себестоимость добычи на действующих месторождениях. Например, при использовании специализированного реагента и закачивании его в скважину реакция начинается через полтора-два месяца, но при этом резко увеличивается выход нефти, принося до 580% прибыли. Эта технология дает самую дешевую нефть в мире, ее стоимость меньше 1,2 долл. за баррель, а производство реагента уже налажено на экспериментальных заводах РАН.
Таким образом, дальнейшие перспективы развития нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей в условиях снижения цен на сырье будут зависеть от расширения товарной структуры и гибкой экспортной политики. А введение санкций в отношении российского нефтегазового комплекса и случившаяся девальвация рубля могут дать шанс для поставщиков отечественных технологий и оборудования увеличить собственную долю рынка