В середине марта этого года на конференции, посвященной Дню работника жилищно-коммунального хозяйства, представитель ГПБ-Энергоэффект, энергосервисной компании Группы "Газпромбанка", рассказал об уникальном проекте модернизации двух котельных в подмосковном городе Домодедово, для которого был разработан специальный инвестиционный договор с элементами энергосервиса для муниципальных унитарных предприятий. Проект получил высокую оценку экспертов отрасли и стал "визитной карточкой ГПБ-Энергоэффект. Об этом проекте и преимуществах энергосервисных договоров "РГ" рассказывает заместитель генерального директора компании Анатолий Ливинский.
Анатолий Павлович, где чаще всего применяется механизм энергосервисных контрактов?
Анатолий Ливинский: Сейчас классический энергосервис (в точном соответствии с Федеральным законом N261-ФЗ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности) более всего распространен в проектах по модернизации городского освещения. На практике же применяются смешанные формы договоров: происходит это в первую очередь из-за жестких законодательных рамок, которые определяют формальные требования к энергосервисным контрактам. Поэтому серьезные энергосервисные компании (ЭСКО) находятся в постоянном поиске новых проектных решений.
Одним из таких решений стал вышеупомянутый проект модернизации теплоснабжения в городе Домодедово. Его специфика заключалась не только в том, что заказчики принципиально не принимали иностранных предложений, но также искали решение, которое бы позволило им не сократить расходы теплопотребления, а наоборот - увеличить мощности для модернизируемых районов города, так как в Домодедово сейчас реализуется кампания по сносу ветхого жилого фонда.
Поиски инвестора для реализации этого проекта продолжались около полутора лет. За это время заказчику поступило огромное количество предложений, в том числе и из-за рубежа, но выбор остановился на нашей энергосервисной компании, поскольку ГПБ-ЭЭ предложил оптимальные условия.
И в чем же они заключались?
АЛ: Осуществление проекта было предложено под ключ, оборудование произведено в России, а его цена зафиксирована в рублях. За 15 лет с начала старта энергосервисного проекта общий экономический эффект от его реализации, остающийся в распоряжении города после всех выплат инвестору, превысит один миллиард рублей. Сейчас техническая модернизация двух котельных Домодедово находится в завершающей стадии, официальное открытие запланировано на май этого года. Суммарная тепловая мощность котельных увеличена с 41 Гкал/ч до 105 Гкал/ч.
ЭСКО часто сетуют, что не всегда удается найти общий язык с заказчиком. Как в этом плане обстояли дела в Домодедово?
АЛ: Здесь важно отметить, что столь быстрое и успешное осуществление проекта, начавшегося в январе 2014 года, было бы невозможным без отлаженного и прозрачного сотрудничества заказчика - администрации города Домодедово и энергосервисной компании. Заказчик имел четкие требования к проекту и понимал специфику осуществления энергосервисных контрактов, а инвестор, то есть мы, со своей стороны, обладал нужными компетенциями и опытом в финансировании, инжиниринге и юридическом оформлении подобного рода проектов.
Насколько энергосервисные контракты могут быть востребованы в других городах России?
АЛ: Мы надеемся, что подобного рода проекты - это первые ласточки на рынке проектов муниципальной энергетики. Еще одним крупным энергосервисным контрактом компании стал проект по модернизации теплоснабжения в Нижнем Новгороде - самый крупный в российском теплоснабжении. Его общая стоимость составляет более 2 млрд рублей. Суть проекта состояла в том, чтобы одновременно модернизировать 16 котельных. Проект был выполнен в 2013 году, сейчас он перешел из инвестиционной фазы в операционную, когда все работы закончены, экономия заказчика, которую он получает за счет снижения расходов на газ, электроэнергию, текущие ремонты и за счет которой выплачивает деньги инвестору, уже фиксируется.
Какие проблемы возникают или могут возникнуть у ЭСКО при реализации энергосервисных контрактов?
АЛ: Мы получили ценный опыт в сфере муниципальной энергетики, однако пока у нас нет типовой схемы финансирования подобного рода проектов, так как каждый муниципалитет и регион - индивидуальны. Схемы теплоснабжения, которые были разработаны для облегчения задач частных инвесторов, порой оказываются просто "отмашками" на очередное распоряжение из центра. Соответственно, подготовка каждого проекта занимает достаточно длительное время и требует очень высоких компетенций со стороны ЭСКО. Но, несмотря на то, что мы сейчас находимся в лидерах рынка российского энергосервиса, компания не стоит на месте, а находится в постоянном "творческом поиске", индивидуально подходя к каждому контракту. Сейчас в проработке находится около 20 проектов в области муниципальной энергетики, и их количество постоянно возрастает. Высокая востребованность на рынке связана со стратегией индивидуального подхода к проектным идеям и гибким схемам финансирования, которые вкупе дают преимущество перед другими компаниями.
Тем временем
Как сообщил "РГ" директор департамента стратегии и маркетинга "ГПБ-Энергоэффект" Андрей Тертышников, в Домодедово компании предстояло реконструировать котельные с существенным увеличением мощности. Проблема заключалась в том, что, несмотря на более высокий КПД новых котельных, за счет возросшей в 2,5 раза мощности они должны были потреблять газа больше, чем до реконструкции. Следовательно, никакой "классический" (по ФЗ-261) энергосервисный контракт использоваться не мог, так как не было абсолютной экономии энергоресурсов, как того требует буква закона. Совместно с администрацией г. Домодедово была разработана и реализована схема инвестиционного контракта арендной "природы", подразумевающего создание инвестором предмета аренды (новых котельных) и передачи его в эксплуатацию на правах аренды в МУП "Теплосеть". После осуществления всех возвратных платежей оборудование будет передано в собственность клиента, тем самым принцип энергосервисных отношений будет полностью соблюден.