Это только одно из предложений, которые поступают ко второму чтению законопроекта о регулировании туристской деятельности в России. Есть и другие механизмы защиты туристов от недобросовестных игроков.
Турагентство - это организация, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. То есть оператор решает вопросы отправки туристов, бронирует блоки мест в самолетах и гостиницах - одним словом, создает турпродукт. А турагент реализует этот продукт покупателю либо выступает посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение, предоставляемое туроператором.
Сегодня на нашем рынке работают 20 тысяч турагентств, и очень непросто разобраться, кто из них надежнее. В последнее время появляется все больше агентов, продающих туры онлайн, и их точное количество вообще неизвестно. Эксперты признают, что агентский рынок перенасыщен и, к сожалению, нередки случаи банкротств и обмана, от которых страдают туроператоры и туристы. Например, турагент может собрать с туристов деньги и скрыться. Туроператор в этом случае не виноват, так как он не получил от агентства деньги. Ни при чем и страховая компания, потому что не наступил страховой случай.
После прошлогодней череды громких банкротств встала задача упорядочить рынок и защитить туристов. И в новом законе надо прописать не только ответственность туроператоров, но и агентов, что участники рынка и пытаются сделать ко второму чтению. Альянс туристических агентств (АТА), объединяющий сегодня более трех тысяч агентств и пять сетей, поддерживает идею о создании саморегулируемой организации. За это проголосовали большинство членов альянса на недавней выездной конференции в Турции.
В одном из банков уже открыт счет, на который агентства могут добровольно перечислять средства в компенсационный фонд - с одного агентства по 1000 рублей в год, рассказала исполнительный директор АТА Наталья Осипова. Эти деньги будут накапливаться и в случае форс-мажора, если кто-то из турагентств-членов альянса некорректно уйдет с рынка, из фонда должны компенсировать стоимость сгоревшего тура. "Главный вопрос - сделать создание СРО в агентской деятельности обязательным или добровольным. Де-факто мы уже начинаем работу, как саморегулируемая организация с утверждением соответствующих стандартов, созданием аттестационной комиссии, фондом. Де-юре - все будет зависеть от закона. На мой взгляд, в отраслевом законе должно быть предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти должен вести реестр СРО в сфере туризма", - отметил президент АТА Андрей Гаврилов.
Есть и другая точка зрения. В начале недели три крупные сети туристических агентств объединились в новую общественную организацию "Ассоциация "Союз турагентств" (АСТА). И они выступают, в первую очередь, за упорядочение рынка и прозрачность работы. "Идея саморегулирования не очень хорошо зарекомендовала себя в других отраслях, например, в строительной. Сколько было случаев обманутых дольщиков, и ни разу они не получили компенсацию от фондов СРО. Поэтому система создания СРО не может и не должна быть навязана агентам, - рассказал "РГ" учредитель новой организации Сергей Агафонов. - Из-за прошлогодних банкротств туроператоров многие агентства и так пострадали, и рынок не готов к введению коллективной финансовой ответственности". Для начала АСТА предлагает создать реестр агентств, определить критерии включения в него, и это должно стать первым шагом к цивилизованному рынку. Кстати, создание АСТА поддержали в Ростуризме. Планируется, что у ассоциации будут представительства в каждом федеральном округе. Члены АСТА намерены разрабатывать инициативы по совершенствованию туристского законодательства.
А что с туроператорами? В отличие от турагентств, их ответственность в новой редакции закона прописана, но в форме, которая не устраивает большинство игроков. "Предусмотрено существенное увеличение фискальной и финансовой нагрузки на туроператоров, - рассказал "РГ" генеральный директор туроператорской компании Tez Tour Владимир Каганер. - Во-первых, мы по-прежнему, должны оформлять фингарантии, которые прошлым летом доказали свою неэффективность. Во-вторых, никто не отменяет отчисления в "Турпомощь", но к этому добавляется еще фонд персональной ответственности, который составляет с 2015 года 0,3 от непонятной годовой цены турпродукта, а с 2016 года - 0,5, что такое это - нам пока никто не объяснил. Плюс к этому предлагаются отчисления в фонды персональной ответственности каждого оператора - за каждого туриста по 100 рублей". Если туроператор отправляет на отдых, допустим, миллион туристов, то только в фонд персональной ответственности надо заплатить 100 миллионов рублей.
Самое главное даже не эти фонды, говорит Владимир Каганер, а то, что это реально никого ни от чего не защищает. Кроме прочего в предлагаемой редакции закона по-прежнему не разграничена ответственность туроператора - того, кто создает турпродукт, бронируя блоки мест в самолетах и гостиницах, турагента - того, кто продает этот продукт туристу, авиаперевозчика, обеспечивающего доставку туриста и страховщика, гарантирующего надежность оператора. "Если вы покупаете билет просто как пассажир на рейс определенной авиакомпании, в случае форс-мажора вам возвращает деньги за утерянный багаж, за отмену или задержку рейса перевозчик, - продолжает Каганер. - Но если ваш сосед, сидящий рядом, купил билет на этот же рейс не у перевозчика, а у туроператора в составе турпакета, виноват почему-то туроператор. На каком основании?".
Поэтому, полагают эксперты, надо, во-первых, четко разграничить ответственность основных игроков рынка - операторов, агентов, перевозчиков и страховщиков. В, частности, некоторые операторы не согласны с тем, чтобы в договоре указывалось, что агент действует "от имени и по поручению" оператора. Во-вторых, оптимизировать финансовую нагрузку и справедливо распределить ее между всеми участниками рынка. В-третьих, подумать об отмене фингарантий.