Одна из старейших дорог России стала своеобразной летописью войны - огромно число памятников, которые увековечили подвиг советских солдат. От границы с Белоруссией до Обнинска и далее вас сопровождают скульптуры, мемориальные комплексы, обелиски. Они установлены почти в каждом селе и в местах наиболее ожесточенных сражений. Старая Варшавка, пожалуй, больше других дорог России заслужила право называться открытой военной летописью. Они читается как старая телеграфная лента, протянувшаяся на сотни верст.
Шоссе в 19 веке соединило столицу России и Варшаву, оно ровной лентой прорезает Калужскую и Смоленскую области, а также Белоруссию. Сейчас здесь слабое движение - в Европу предпочитают ездить по трассе Москва - Минск - Брест. Но тем заметнее мемориалы. А на Зайцевой Горе прямо рядом с шоссе еще в советские времена построили музей. В деревне осталось десяток дворов, на калужские старики могут рассказать о жесточайших сражениях в этих местах, происходивших во время наступления фашистов на Москву и особенно в ту пору, когда наши войска начали оттеснять гитлеровскую орду на запад.
История сражений на Варшавке запечатлена в воспоминаниях Георгия Жукова и других полководцев. Уроженец стоящей на берегу Угры калужской деревни Ковалево Владимир Маслов, прошедший всю войну, добавил свои страницы в книгу, которая пополняется и поныне.
До начала Московской битвы, рассказывал он, дорога использовалась войсками резервного фронта под командованием Георгия Жукова. У Юхнова были расположены целых четыре аэродрома. Когда линия фронта отодвинулась к Десне и Рославлю, Варшавку использовали для подвоза боеприпасов и продовольствия, по ней же перебрасывали армейские части. Колхозники вышли на строительство оборонительных рубежей. Генерал-лейтенант Захар Кондратьев в своей книге описал мрачные и героические дни обороны, которую держали советские воины во время наступления немцев. В Юхнове располагалась в 1812 году, во время наполеоновского нашествия, главная квартира партизанского командира Дениса Давыдова. История сопротивления завоевателям повторялась уже в коричневом цвете.
В начале октября Юхнов горел в очередной раз. Над ним кружили немецкие самолеты. Ночью Кондратьев пробирался по лесу: "Вдруг Василий Христофорович трогает меня за плечо и приглашает прислушаться. Я замираю. Со стороны опушки соснового бора доносится стон. Спешим туда. Среди деревьев видим палатку. Вокруг нее много раненых солдат и гражданских. Откидываем брезентовый полог, входим, в нос ударяет духота, чад от коптилок. Врач только что закончил операцию. Снимает с лица марлевую повязку. Увидев меня, говорит: "Товарищ генерал, выручайте. Люди гибнут, санитарных машин нет. Прикажите отправлять на попутных".
Гибли тысячами, совершали подвиги тоже тысячи. Об одном из них рассказывает памятник, на котором сразу замечаешь винт самолета. О крылатых героях после войны напишет летчик Сергей Шингарев. Перед летчиками ПВО Москвы и сорокового скоростного полка поставили задачу бомбить переправы через Угру, которые возводили немцы, спешившие к Москве. Фашисты огрызались зенитками, пуская в небо языки пламени. Во время очередного налета пикировщик Алексея Рогова получил пробоины - из баков хлынули струи топлива, тут же превратившиеся в огонь. "Еще один черно-багровый разрыв повис под хвостом оперения, - вспоминал Шингарев. - "Петляков" вспыхнул, но продолжал стремительно нестись по закопченному небу… Сквозь треск эфира находившиеся невдалеке от Юхнова экипажи пикировщиков услышали приглушенный голос Алексея Рогова: "Прощайте! Идем на переправу!"… Роняя ленты горящего бензина, пикировщик несся к мосту. Навстречу бешено такали зенитные автоматы противника, стремительно приближалась дымящаяся земля. В перекрестии прицела застыл мост, который вновь заволакивали волны дымовой завесы. Огненный меч рубанул по настилу переправы. Страшный взрыв потряс окрестности Юхнова. Над Угрой вскинулся гигантский шквал пламени и дыма. На миг река выплеснулась из своих берегов… Шел сто девятый день войны".
Этим подвигом продвижение фашистов задержалось на лишние сутки. Кто-то получил передышку, кто-то сберег жизнь. А скоро немцам пришлось отступать, и уже наши бойцы думали, как выбить их из Юхнова и смести с Варшавки, по которой снабжалась группа армий "Центр". Весной 1942 года гитлеровцы готовились набросить петлю на Москву. Только в начале марта, писал Жуков, удалось освободить Юхнов, но враг цеплялся за каждую деревню, за каждый пригорок. Кровопролитные бои начались на Варшавке у Зайцевой горы, где сейчас высится музей и расположен мемориал. Здесь даже пришлось делать подкоп, продвигаться тихой сапой. Только у деревни Людково погибли 600 советских десантников 1154 стрелкового полка.
Сейчас в музее тихо, изредка остановятся здесь путешественники, пройдут по залам. Сотрудники говорят, что интерес к истории войны не пропадает, но он не столь велик, как хотелось бы. А между тем, Варшавка - готовый патриотический маршрут прежде всего для школьников. Они не смогут не обратить внимание на то, что один из памятников выполнен как огромный пистолет-пулемет ППШ - основное оружие наших бойцов во время войны. Даже взрослых впечатляет огромное количество проржавевших касок, которые можно встретить около некоторых мемориалов. Но есть одна огромная, отлитая из чугуна. Это памятник Люблинскому рабочему батальону - воинам 17 стрелковой дивизии. Он был сформирован из рабочих Люблинского литейно-механического завода в 1941 году. Народное ополчение приняло боевое крещение в октябре 1941 года, и на 309 километре Варшавского шоссе рабочий батальон пал смертью храбрых.
За каждым памятником - свои подвиги и своя история. И скоро в нее будет вписана еще одна гранитная страница. В деревне Кузминичи на свои средства возводит целый мемориал предприниматель Николай Сафонов. Уже установлена пушка, рядом тянется лента из металлических пластин, на которых выбиты имена уроженцев деревни, погибших в1941 - 1941 годах. Сейчас рабочие строят большой постамент для памятника. И с каким уважением они говорят о человеке, который накануне семидесятилетия Победы строит памятник своим землякам! Кажется, и война уже далеко, и люди не те, но нет, находится человек, который отмел беспамятство, который и другим захотел сказать о святости подвига, о полузабытых героях, которые полегли в боях за Родину. Это особенно впечатлило во время поездки по Варшавскому шоссе-летописи.
Сейчас Варшавку обслуживает управление дороги Москва - Бобруйск. Его начальник Константин Пустогаров сообщил "РГ", что предприятие взяло шефство над многими памятниками. Один из монументов накануне Дня Победы отделают мрамором, а на поле Воинской славы под Юхновом, которое откроют 7 мая, установят пушку. "Областной совет по туризму уже обсудил вместе с нами идею превращения Варшавского тракта патриотический маршрут. Мы поддержим это начинание", - сообщил Константин Пустогаров.