Объем кредитов российских банков украинским заемщикам оценивается как контролируемый. Как отмечается в отчете, в последнее время российские банки значительно увеличили свою долю в активах украинской банковской системы - примерно до 12% к концу 2014 года. "Однако мы ожидаем, что их готовность осуществлять деятельность на Украине может существенно снизиться, учитывая геополитические риски и быстрое ухудшение ситуации в украинской экономике", - считают в Standard & Poor s.
На сегодня имеют украинские дочерние банки или выдают кредиты украинским заемщикам ВЭБ (украинский дочерний банк - Проминвестбанк), Сбербанк России, Банк ВТБ, Газпромбанк и консорциум "Альфа-Групп" (ему принадлежит 100% Альфа-Банк Украина). Совокупный объем активов этих банковских групп, подверженных рискам, связанным с ведением деятельности на Украине, по оценкам Standard & Poor s, составляет примерно 23-25 млрд долл. В среднем этот показатель не превышает 3% объема их совокупных активов, однако для некоторых банков эта цифра может быть выше.
Несмотря на небольшой объем операций, проводимых крупными российскими финансовыми группами на Украине, имеющиеся в стране активы оказали давление на показатели прибыльности некоторых банков в 2014 году. По оценкам аналитиков, совокупные расходы, связанные с украинскими активами (включая расходы на формирование резервов, предоставление поддержки в форме капитала и ликвидности, влияние отрицательной переоценки на справедливую стоимость активов) пяти крупнейших российских банковских групп, в 2014 году составляли приблизительно 4-5 млрд долл. Это соответствует 20-25% их совокупного операционного дохода. Расходы на формирование резервов и поддержка в форме вливаний капитала, скорее всего, останутся основными расходами и в 2015 году на фоне дальнейшего ухудшения качества активов.
Аналитики отмечают, что долю кредитов, предоставленных российскими банками украинским заемщикам, в их совокупном кредитном портфеле сложно определить точно. По приблизительным оценкам, объем этих кредитов может составлять около 15-17 млрд долл. Примерно 30-40% этих средств хеджированы либо обеспечены гарантиями или активами, которые зарегистрированы за пределами Украины, что, как считают в Standard & Poor s, частично снижает кредитные риски и уменьшает возможные убытки.
"Трудно не согласиться с выводами о том, что украинский кризис окажет ограниченное влияние на кредитоспособность российских банков, - считает начальник управления риск-менеджмента Банка расчетов и сбережений Алексей Подшивалов. - Да, это, несомненно, увеличивает расходы, но российские банки при этом должны выстоять. Самое страшное, что могло произойти в украинской экономике, уже произошло, и большую часть этого негатива российские банки уже переварили, резервы сформировали".
Заместитель председателя правления ЛОКО-Банка Андрей Люшин отметил, что в кредитном портфеле российских банков на кредиты украинским компаниям приходится небольшая часть портфеля, в пределах нескольких процентов. По его словам, из-за политической нестабильности на Украине в течение последних полутора лет российские банки значительно сократили операции в этой стране по выдаче кредитов как корпоративным заемщикам, так и физическим лицам. Соответственно, доля украинских активов в портфелях российских банков значительно снизилась. Кроме того, по словам Люшина, сам размер украинской экономики и масштабы заимствований ее компаний нельзя сравнивать с российскими. Для российских банков сейчас гораздо важнее восстановление российской экономики, поскольку основным источником доходов являются российские компании, уверен эксперт.
Алексей Подшивалов добавил, что российские банки как минимум морально готовы к дальнейшему негативному развитию событий, вплоть до государственного дефолта Украины, и эти риски уже сегодня закладываются нашими банками в свои стратегии.
"Но есть опасения, что учтены не все косвенные экономические факторы, степень негативного влияния которых сегодня не очевидна, - считает эксперт. - Например, к таким подводным камням можно отнести риски понести потери в неукраинской юрисдикции, но тесно связанные с украинскими предпринимателями и украинским бизнесом. Кроме прочего, мы знаем, что в российской промышленности была существенная доля кооперации с украинскими предприятиями: проблемы украинских поставщиков и потребителей могут быть проблемами российских предприятий". В качестве примера Подшивалов привел снижение доли экспорта газа в Европу, связанное во многом с украинскими событиями.
В Standard & Poor's отмечают, что поддержка со стороны материнских групп имеет ключевое значение для продолжения деятельности украинских дочерних структур крупных российских банков и помогает им справиться с последствиями ухудшения рыночных условий на Украине. Как ожидается, российские банки продолжат оказывать такую поддержку. Речь идет о предоставлении дополнительной ликвидности или вливаний капитала. Непредоставление такой поддержки может быть сопряжено с репутационными рисками. В то же время поддержка связана со значительными затратами, поэтому в долгосрочной перспективе российские банки могут изменить свои стратегии. В том числе может быть рассмотрен вопрос о целесообразности дальнейшего присутствия на Украине. Впрочем, в ближайшие год-два, как предполагают аналитики, дочерние структуры крупных российских банков с украинского рынка не уйдут.