- Чем теперь будет заниматься ваше ведомство?
- Тем же, чем и раньше. Наша новая структура была создана 1 января 2015 года в результате объединения Торговой Миссии и Агентства по инвестициям. Мы и дальше будем продолжать помогать малым и средним французским предприятиям выходить на российский рынок. Но также еще активнее занимаемся привлечением российских инвестиций в экономику Франции.
- В прошлом году общий объем иностранных инвестиций в Россию сократился больше чем на 70% и составил, по оценке минэко, 22,7 млрд долларов . В этом году из-за изменившейся макроэкономической ситуации французские компании не намерены сворачивать свой бизнес в России?
- Действительно, сейчас ощущается спад. По нашим данным, объем французских ПИИ по итогам 9 месяцев 2014 года сократился почти до 2 миллиардов долларов. На самом деле начиная с 2001 года постепенно объем французских инвестиций в Россию увеличивается. Полагаю, что сейчас необходимо какое-то время выждать. Не вижу смысла приостанавливать работу с российскими партнерами. Нам невыгодно сворачивать хорошо отлаженный здесь бизнес, ведь завтра ситуация может измениться в лучшую сторону. Я еще ни разу не слышала от французских предпринимателей, что они собираются уходить из РФ.
Более того, все больше и больше компаний пытаются локализовать производство в России, нужно быть ближе к основным рынкам. Один из удачных примеров такой стратегии - компания Maisadour, которая занимается производством семян. Их бизнес здесь себя чувствует прекрасно, сейчас они открывают свое предприятие в Краснодарском крае. Такая же история с известным брендом Bonduelle и производителем оборудования для агроиндустрии Soufflet.
Сегодня такие гиганты, как концерны Renault и Peugeot, поставляющие запчасти частично из-за рубежа, также задумываются о собственном производстве деталей в России. Не отстают и фармацевтические компании, которые продумывают сейчас проекты локализации.
- Из-за ухудшения отношений с Европой, а также взаимных санкций товарооборот между Россией и Францией снизился на 17,6%. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять уже сейчас?
- За последние 15 лет торгово-промышленный оборот между Россией и Францией вырос в несколько раз. В 2014 году объем французского экспорта в Россию составил 7,7 миллиарда евро, импорта во Францию - 10,6 млрд евро. В основном мы закупаем у вас нефть и газ, а поставляем главным образом аэронавигацию (не только самолеты, но и запчасти - например, для SuperJet 100). А также импортируем продукцию для автомобильной промышленности и фармацевтики. Многие фармпредприятия, такие как Sanofi и Servier, уже открыли или открывают производства в России. Еще один предсказуемо значимый сегмент рынка - одежда, косметика, парфюмерия и SPA-уход: здесь у нас лидирующие позиции.
- В феврале этого года вы заявили о старте нового глобального стартапа, который сейчас продвигается - French Tech. Насколько эта инициатива интересна российским компаниям?
- Эта инициатива правительства Франции по мобилизации всех игроков рынка высоких технологий и инноваций. Не секрет, что в России распространен стереотип, что наша страна - это лишь мода и искусство. Но ведь мы поставляем в РФ огромное количество инновационных продуктов. Сегодня Пятая республика перестает ассоциироваться только с парфюмерной и фэшн-индустрией, все больше высокотехнологичных предприятий выходит на российский рынок.
Для наших стартапов российский рынок, безусловно, интересен. Достаточно вспомнить Criteo, BlaBlaCar, Teads. Кстати, вы знаете, например, что система BlaBlaCar, которая очень популярна во Франции, теперь появилась и в Москве? Она помогает найти попутчика, когда вы решите отправиться в путешествие на машине, допустим, из Москвы в Париж. Через эту систему можете подобрать себе попутчика, чтобы разделить с ним все дорожные расходы.
У вас огромный рынок пользователей Интернета, он оценивается примерно в 70 миллионов человек. Это больше, чем в любой другой европейской стране, да и во всей Европе в целом. Мы постоянно позиционируем Москву как мегаполис с повышенной концентрацией web-активности, что, несомненно, привлекает французских специалистов. Где, как не в российской столице, у иностранной компании есть возможность для знакомства с крупными игроками локального рынка. Однако в силу того, что в России достаточно слабая конкуренция в нишевых IT-сферах, именно здесь мы видим краткосрочные и среднесрочные перспективы развития.
- Вы оказываете поддержку молодежи в рамках программы "Международное волонтерство на предприятии". Что это за программа?
- Это французская программа привлечения молодых дипломированных специалистов для работы на французских предприятиях, расположенных на территории России. Причем речь идет не только о кадрах из Франции, но и из других стран Европейского союза. Эта программа рассчитана на два года, по истечении этого срока работодатель может взять приглянувшегося молодого специалиста в штат компании. По нашим данным, около 70% молодых людей после стажировки продолжают работать на предприятии. Молодежь приезжает работать волонтерами в филиалы французских компаний в России, работающих в сфере логистики, автомобильной отрасли. Сегодня по этой программе в России работают 84 молодых специалиста в возрасте до 28 лет. Из-за кризиса, но в большей степени из-за введенных ФМС новых требований по приему на работу иностранных волонтеров, желающих работать в вашей стране поубавилось.
Напомним, с 1 января 2015 года обязательными для иностранцев, желающих работать в России, стали экзамены по русскому языку, истории и законодательству РФ. Многие боятся с этим не справиться. Ведь далеко не все приезжающие в Россию молодые специалисты в совершенстве владеют русским языком. Могу вас заверить, что наши специалисты не собираются отнимать работу у своих коллег в России. Они, как правило, приглашаются на те вакансии, которые не могут заполнить местные кадры. Например, во Владивостоке французская компания Fracine выиграла тендер на строительство моста, который возводился по французской технологии, они привлекли сразу шесть волонтеров, имеющих европейские сертификаты. В Россию в основном приезжают специалисты именно с инженерными специальностями, которые у вас в дефиците.
- В начале апреля вы организовали форум "Работаем вместе!". Какие компании в основном проявили интерес?
- В начале апреля этого года в посольстве Франции в Москве состоялся второй съезд форума "Работаем вместе!" (FTE). Его цель - расширить контакты между представителями как крупных, так и малых компаний французского бизнеса на территории России. Впервые этот форум прошел в Китае, и только с прошлого года он представлен в России. Организаторы форума хотели бы способствовать созданию прочных связей между французскими компаниями, следуя примеру представителей бизнеса Германии, успешно действующих совместно за пределами своей страны.
В этом году на форуме была предоставлена возможность как крупным, так и компаниям малого и среднего бизнеса развивать партнерские отношения, обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются на территории России, и пути их решения.