В Москве прошла конференция "Логистика в условиях экономической рецессии. Антикризисные меры". И упомянутый выше диагноз, по мнению участников форума, не краткосрочное явление, которое может быть преодолено в обозримой перспективе, а устойчивый и как минимум среднесрочный тренд.
Проблемы отрасли связаны как с внутренними нестыковками, так и с тенденциями мировой экономики. Главный аналитик департамента консалтинга холдинга "РБК" Людмила Симонова сообщила, что сегодня актуальна переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США. Это приведет к фундаментальным изменениям в конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок и расцвету логистических структур, которые смогут работать с наиболее интересными для глобальных инвесторов рынками. Россия же в их число вряд ли попадет. Еще одна долгосрочная тенденция - изменение структуры инвестиций в китайскую экономику. В ней наблюдается переход от материало- и трудоемких производств к капиталоемким и высокотехнологичным. "Это приведет к снижению спроса цен на промышленное сырье, следствием чего станут низкие темпы роста производства и потребления в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта сырьевых товаров. Пострадает логистическая отрасль таких государств", - отметила эксперт.
Ко всему этому добавляются и системные внутренние проблемы российской логистики, которые не решаются много лет. Это высокий уровень затрат, неэффективность внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом. Слабым звеном является и преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотоков, что делает российский логистический рынок крайне зависимым от внешней конъюнктуры, протяженность территории и удаленность основных экспортных производств от портов. Дополнительные факторы, снижающие потенциал развития и повышения конкурентоспособности отечественной логистики, - нерациональное размещение производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к потребителю, слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры.
Пример архаичности - основная часть услуг перевозки и хранения грузов, управления запасами и цепочками поставок выполняется собственными службами производителей, дистрибьюторов или ретейлеров. Доля аутсорсинга в российской логистике менее 40%, тогда как в США превышет 80%. Как результат, наша отрасль демонстрирует меньший профессионализм, чем лидеры международного рынка, незначительный уровень внедрения передовых технологий и один из самых высоких уровеней логистических издержек в экономике страны. И не случайно РФ не попадает в ТОП-100 стран с высокой эффективностью внешнеторговой логистики, не участвует в глобальных цепях поставок и уже тем более не определяет в них правила игры.
- Мы не являемся интегратором в мировой экономике и логистике, - подчеркнул председатель комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев. - Сегодня зарабатывать будут те, кто вписан в глобальные рынки. Для нас это сегодня очень трудно даже на уровне ЕАЭС. При нынешнем состоянии отрасли мы можем лишь входить в уже существующие сети международных компаний на их условиях