Эти успехи появились тогда, когда человечество научилось работать с информацией, а не просто накапливать ее. Таков результат технологического прорыва: высокопроизводительные вычисления ведутся в реальном времени, а их итоги предоставляются из "облака" специалистам в любой точке мира. Подсчитано, что данные медицинского характера составляют около 30% всех знаний, накопленных человечеством. Технологии позволяют знать о человеке больше - достаточно сказать, что полная версия обычного клинического анализа крови будет напечатана на бумаге, то кипы листов, которые при этом займет информация, смогут заполнить два автофургона.
Благодаря сбору и анализу информации, видны не только успехи, но и риски. Например, по оценке American Society of Clinical Oncology (ASCO), в ближайшие 20 лет число онкологических больных вырастет на 70%. Таков прогноз, но новые технологии диагностики и лечения заболевания, основанные на оперативном анализе научных и практических данных, позволят сделать его более благоприятным. Есть решения, которые помогают врачам в считаные минуты проводить исследования, на которые раньше требовались годы, назначать наиболее эффективные процедуры, обеспечивать необходимый уход. Пациент и врач не остаются наедине с болезнью: в их распоряжении информация о наиболее эффективных и доступных методах лечения. Такой опыт уже есть и в ведущих европейских клиниках, и в России: у нас создается интеллектуальная компьютерная система для прогнозирования течения онкологических заболеваний. Принцип ее действия тот же - в основе правильные инструменты для обработки "больших данных". Планируется, что уже в 2016-2017 годах онкологические центры смогут применять эту российскую разработку. Для этого медучреждению достаточно 1-2 стационарных компьютеров, на которых установлены соответствующие системы.
Представьте себе семейного врача, с которым экстренно связались пациенты. Он сможет помочь даже вдали от больного и при этом руководствоваться объективными показателями его состояния, получив их из "облака" на свой смартфон или планшет. Это очень важно для такой огромной страны, как Россия: у нас немало районов с низкой плотностью населения, где до ближайшей больницы или фельдшерского пункта - десятки, а то и сотни километров. Недаром одна из приоритетных задач здравоохранения - развитие телемедицины: врач из региона сможет провести онлайн-консилиум с ведущими столичными специалистами, сэкономить время и средства на транспортировку больного и обеспечить квалифицированную, действенную помощь без метода "проб и ошибок". Уровень проникновения мобильной связи и Интернета это вполне позволяет.
В исследовании "Левада-центра" россияне выделили упрощение записи на прием (в том числе самозапись через Интернет) и увеличение числа высокотехнологичных медицинских услуг как позитивные изменения. Однако качеством государственных медуслуг довольны лишь 50% опрошенных, а коммерческой медициной - 70%. В 2015 году из 421 млрд рублей, выделенных из бюджета на здравоохранение, значительная часть отведена на информатизацию медучреждений. Но медицине, как и всей экономике, приходится развиваться в условиях экономического кризиса, что требует точного планирования и прогнозирования потребностей в медтехнике, лекарствах, расходных материалах. В сфере госзакупок "большие данные" помогают определить реальную потребность в медтехнике, лекарствах, расходных материалах и закупать их по оптимальным ценам. Не менее важна оптимизация использования оборудования и помещений, информатизация городских поликлиник. "Электронная регистратура" и киоски самозаписи позволяют пациентам выбирать наиболее удобное время визитов к врачу, а поликлиникам - планировать расписание работы специалистов, загрузку процедурных и диагностических кабинетов, потребность медучреждений в медперсонале и врачах различных специальностей.
Уникальный по своей инновационности проект реализован в одной из самых отдаленных с географической точки зрения областей России: в Медицинском центре Дальневосточного федерального университета. Инфраструктура этой суперсовременной клиники сразу создавалась в расчете на "большие данные": на всей территории медцентра, включая больничный корпус, действует сеть Wi-Fi, позволяющая обслуживать до 7 тысяч пользователей (пациентов, врачей и гостей) одновременно. Медперсонал может по мобильным устройствам получить доступ к электронной истории болезни, организовать исследования, проверить наличие необходимых лекарств. В обмене данными участвует даже оборудование: метки-бейджи позволяют передать сотруднику короткое сообщение, метки-браслеты - отслеживать местонахождение пациентов, а специальные наклейки - контролировать перемещения медтехники.
И не только профессиональные медики способны привнести новые знания. Например, во время недавних вспышек азиатских вирусов Google собирал данные об их распространении быстрее, чем Всемирная организация здравоохранения: где начинается эпидемия и куда направить помощь, можно было отследить по активности в соцсетях. За моментальным анализом всего многообразия данных и умением выделить из них самые важные - будущее медицины: сочетание качественного и доступного лечения со снижением затрат государства и пациентов.