Необходимые для проведения расчетов по 2014 году данные (валовый национальный доход, величина амортизации основных средств) будут представлены Росстатом только к концу мая. Поэтому аналитики посчитали, когда день налоговой свободы был в 2013 году. Сумма поступивших в бюджет налоговых доходов и социальных взносов составила 17 354 млрд руб. Чистый национальный доход (разность валового национального дохода и амортизации основных средств) - 60 893,7 млрд руб. Согласно формуле расчета, 17 354 разделили на 60 893,7 и умножили на 365, получилось 104. То есть 104 дня в 2013 году потребовалось для уплаты всех налогов и сборов, а 105-й день стал днем налоговой свободы - 15 апреля 2013 года.
Идея подобных расчетов не нова: впервые она была реализована еще в 1948 году американским бизнесменом Далласом Хостетлером. Сегодня подобный показатель рассчитывают в Канаде, Великобритании, Болгарии, Чехии, Германии. Так, согласно исследованию 2014 года, жители Канады оплачивают все налоги к 9 июня, также приводятся данные по провинциям (разброс от 23 мая до 22 июня). В Великобритании в 2014 году такой день настал 28 мая.
Возвращаясь к России, расчеты ФБК за 2006-2012 годы показали, что день налоговой свободы наступает в нашей стране в апреле. Исключение составил лишь 2009 год, тогда такой день был в марте. Также аналитики отмечают, что в 2011-2013 годах этот день наступил позднее, что служит косвенным доказательством роста налоговой нагрузки в России в последние несколько лет.
При расчете дня можно учитывать также неналоговые доходы бюджета - это позволяет определить день в году, когда налогоплательщики перестают зарабатывать на нужды государства и начинают зарабатывать доход для себя. Такой вариант расчета используют в Австралии, Индии, Чехии. Применение этого подхода сдвинуло бы день налоговой свободы в России на 147-й день календаря - 27 мая (2013 год). Столь существенный сдвиг связан в основном с большим вкладом доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин) в неналоговые доходы государства. "Независимо от критериев оценки, день налоговой свободы в России наступает поздно. Значит, есть проблема избыточной налоговой нагрузки, так как после уплаты всех налогов средств на развитие все равно оказывается недостаточно", - считает Игорь Николаев.
По мнению партнера группы компаний vvCube Вадима Ткаченко, сопоставление налоговых режимов и налоговой нагрузки в разных странах - это основной способ налоговой конкуренции. Сопоставление показателей по фискальной свободе - это движение свободного рынка налогоплательщиков, которое позволяет им сделать выводы о налоговом бремени в том или ином регионе и принять решение об оптимизации налогов. Пока существуют подобные показатели, у бизнеса и простых граждан будет возможность выбирать юрисдикцию или налоговое резидентство, независимо от антиофшорного законодательства или поправок о контролируемых иностранных компаниях, считает эксперт.
"Мне кажется, что такое сопоставление не совсем корректно, - отметила руководитель налогового департамента консалтинговой компании Heads Диана Маклозян. - Россия одна из немногих стран, где налоговые поступления являются не основным источником дохода, кроме того, при указанном расчете не взята, например, в расчет сумма НДС, ежегодно возмещаемая из бюджета". Также эксперт обратила внимание на тот факт, что Россия не является страной, где все граждане добросовестные налогоплательщики, а представители налоговых органов вызывают страх и уважение.
"Тяжесть налогового бремени в разных странах сравнивать нельзя, - уверена и руководитель юридического департамента "Национальной юридической службы" Юлия Галуева. - Налоговое законодательство везде разное, поэтому налоговые платежи сильно отличаются. И сопутствующие ведению бизнеса факторы, и обстоятельства тоже складываются везде по-своему". Вместе с тем, добавила эксперт, уплата налогов - основа государственного строя, и чиновники, устанавливая ту или иную налоговую нагрузку на бизнес, должны адекватно оценивать соотношение вреда и пользы. Слишком большой налог вполне способен погубить бизнес, "недобор" вредит бюджету страны. "В теории российская модель налогообложения вполне жизнеспособна, но на практике нашим предпринимателям приходится очень несладко. Нестабильность, в которой годами существует российский рынок, и стремление к сверхприбылям превращают налоговое бремя в непосильную задачу. Причем это связано не столько с действующей схемой налогообложения, сколько с особенностями ведения бизнеса.
"Ели смотреть в среднем налоговую нагрузку на бизнес, то по сдаваемой отчетности уплачивается налог с базы, составляющей максимум 5% от общей суммы выручки, - подчеркнула Диана Маклозян. - Мы уже не говорим о гигантских задолженностях в Пенсионный фонд. В России бизнес привык к сверхприбылям, любые отчисления в бюджет психологически воспринимаются как избыточные. Основная налоговая нагрузка ложится на малый и средний бизнес. Может, если бы налоги платить добросовестно, то и налоговая нагрузка была бы уменьшена". Управляющий партнер Группы компаний SRG Федор Спиридонов считает, что показатель дня налоговой свободы целесообразно сопоставлять исключительно для выявления общей налоговой нагрузки в разных странах. А вот влияние этой налоговой нагрузки на юридических лиц определять непосредственно показателем наступления такого дня, на его взгляд, некорректно. Что касается налоговой нагрузки на бизнес в России, по мнению Спиридонова, сейчас вряд ли имеет смысл повышать нагрузку на малый и средний бизнес. Однако, несмотря на все заявления властей, был поднят налог на дивиденды с 9 до 13%, увеличили предельную величину базы, с которой уплачиваются страховые взносы в ПФР, что мешает эффективному развитию бизнеса.
Юлия Галуева заключила, что день налоговой свободы в разных странах, несмотря на определенный разброс, приходится на май-июнь каждого года. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что более половины года налогоплательщик работает "на себя".