В 2015 году общество настроено более оптимистично, чем во время кризиса 2008 года. На вопрос, волнует ли потребителей кризис, вариант "очень волнует" отметило всего 35% респондентов. В конце 2008 года этот показатель был вдвое выше. При этом 8% полагают, что кризиса в стране нет. Большинство россиян считает, что существенных изменений в течение ближайшего года не произойдет: ни условий существующего кредитования (59%) и трудностей с его получением (57%), ни перехода на неофициальную заработную плату (56%) и сокращения/увольнения (54%).
Чуть меньше половины людей полагает, что их не коснется задержка зарплаты (44%) и сокращение дополнительных поощрений от работодателя (43%). Хотя есть и те, кто уже почувствовал на себе кризис. "В феврале треть опрошенных заявила о том, что уже столкнулась с отменой или уменьшением премий, пятая часть - с сокращением зарплаты, 15% со сложностями в получении кредита, 9% потеряли работу. Не исключено, что в 2015 году нас ожидает сокращение реальных доходов населения", - говорит Ольга Шигорина, исполнительный директор BrandScience (OMD MD PHD Group).
В кризис потребители, в первую очередь, откладывают дорогостоящие покупки. Почти половина покупателей перенесла запланированную ранее или вовсе отказалась от покупки товаров длительного пользования. Так, 56% решили отложить приобретение недвижимости, 55% - автомобиля, 47% - мебели, 46% - крупной бытовой и аудио-, видеотехники и электроники. Причем, больше всего продажи авто просели в Москве и Санкт-Петербурге, здесь от покупки машины отказалось 63% опрошенных, что на 14% больше, чем в регионах. "Такая реакция связана не только с сокращением доходов и сложностью получения кредита, но и с психологией потребителей - многие сейчас предпочитают сохранить деньги, обеспечив себе "подушку безопасности" на случай ухудшения ситуации, в том числе, на случай потери работы", - говорит Ольга Шигорина.
В некоторых сферах продаж ситуация выправляется. Так, в конце марта у девелоперов появился новый драйвер продаж. "Мы наблюдаем всплеск спроса, который стартовал в конце месяца с запуском льготной ипотеки с господдержкой", - говорит Ирина Доброхотова, председатель совета директоров "БЕСТ-Новострой".
После декабрьского ажиотажа интересно проследить ситуацию с продажей бытовой техники. Относиться к выбору техники покупатели стали серьезнее. "Сейчас больше внимания уделяется качеству. Меньше становится спонтанных покупок, больше времени тратится на изучение характеристик и деталей той или иной техники", - говорит руководитель управления по связям с общественностью компании "М.Видео" Антон Пантелеев. Взвешенный подход покупателей связан еще и с тем, что в магазинах бытовой техники они стали оставлять больше денег. Средний чек по сравнению с прошлым годом вырос с 5250 до 6000 рублей в розничных магазинах и при доставке товара на дом почти до 18 000 рублей, сообщает пресс-служба "М.Видео". Сходный рост среднего чека подтверждают и другие ретейлеры. Вопреки ожиданиям россияне не стали переходить на неизвестные марки бытовой техники ради экономии. "Люди готовы рассматривать B-бренды в качестве альтернативы раскрученным маркам, если речь идет о товаре в низкой и средней ценовой категории, но на крупных покупках по-прежнему не экономят, отдавая предпочтение брендам с репутацией и историей", - говорит Брайан Кин, директор по коммуникациям компании "Юлмарт".
"Кроме товаров длительного пользования потребители отказываются от развлечений и хобби. Так, 29% сократили расходы на отпуск, 14% отказались от посещения ресторанов и кафе, а 45% сократили расходы на питание вне дома, 55% сократили расходы на посещение театров, мюзиклов и прочих мероприятий. Чуть меньше пострадали кинотеатры и фитнес-центры. Сокращение расходов на эти виды досуга составили 45% и 37% соответственно", - говорит Ольга Шигорина.
Экономят россияне на товарах повседневного спроса, уменьшая объем и частоту покупки таких товаров, выбирая более дешевые бренды или более дешевые места покупки. "Так, четверть опрошенных стали покупать продукты питания в более дешевых магазинах, 13% переключились на более дешевые бренды", - говорит Ольга Шигорина.
Среди товаров повседневного спроса существует несколько категорий, наименее чувствительных к кризису с точки зрения изменения потребительского поведения. "Меньше всего подвержен кризисному влиянию спрос на детские товары, лекарства и товары для домашних питомцев. Например, 69% покупателей детского питания заявили, что их поведение в отношении покупки этих продуктов не изменились", - говорит Ольга Шигорина. Так, 60% респондентов заявили о том, что покупают лекарства в докризисных объемах. Но треть потребителей все же стала сокращать расходы. Причем, в Москве люди экономят, преимущественно, за счет приобретения лекарств в более дешевых местах (18%), в то время как в городах-миллионниках люди переключаются на более дешевые марки (18%).
Тренды потребительского поведения заставляют менять подходы к продажам. Торговые компании тщательнее оценивают перспективы возврата вложенных средств. А кроме того делают фокус на продуктах, которые обеспечивают максимальную маржинальность, либо на продуктах-субститутах более дешевого ценового сегмента, которые заменяют привычные докризисному покупателю товары.