Как отметили участники слушаний Общественной палаты России о перспективах реализации правительственного плана исполнения Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, сегодня в России нет смысла говорить, что затрачиваемые средства помогли нашей стране хотя бы приблизиться к развитым странам по уровню задействования передовых разработок в экономике страны. Эти деньги даже до сих пор не сдвинули нас с начальной стадии формирования рынка инновационной продукции. Причина проста - то, что на конечные цели разработки и формирования инноваций нет заказчика, который в них нуждается.
Член Президиума "Деловой России" и комиссии Общественной палаты по вопросам инвестиционного климата Сергей Фахретдинов подчеркнул, что есть объективные факторы, замедляющие способность российской экономики адаптировать инновации. Это прежде всего высокая доля государства в экономике - у нас целые отрасли в основном полагаются на госзаказы и находятся вне конкурентной среды. Второе - высокий монополизм, что, в частности, характерно для сырьевой сферы. В этих условиях компании не заинтересованы во внедрении передовых разработок, не видят смысла выделять на их оплату, особенно сторонним разработчикам, средства, не разрабатывают программы по развитию технологий и продуктов. Очень часто под видом инноваций просто закупается импортное оборудование. "Несмотря на то что у крупного бизнеса, в том числе с государственным участием, существует реальная потребность в закупках инновационной продукции, эта информация фактически остается закрытой для ее поставщиков, - подчеркнул Сергей Фахретдинов. - Вывод инновационного продукта может занимать до 5 лет, поэтому так важны открытые перспективные планы закупок, особенно в компаниях с государственным участием, где сосредоточен основной спрос. Помимо обеспечения доступа инновационного малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием, среди первоочередных задач - создание сбытовой и логистической инфраструктуры, поддержка экспорта".
Значительно повысить инновационный потенциал помогут отраслевые технические стандарты внедрения инноваций. Это избавит производителей от необходимости повторять испытания своей продукции перед ее внедрением на очередном предприятии.
Президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса России Виктор Хайков, говоря о доступности крупных компаний ТЭК для партнерства с ними структур инновационного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, подчеркнул, что даже минэнерго далеко не всегда может получить информацию о долгосрочных планах развития крупнейших российских нефтегазовых компаний. "В мире, как известно, наиболее креативные, прорывные решения в инновационном секторе предлагаются как раз именно малыми и средними предприятиями, - заявил он. - Поэтому если решительно не поменять схему взаимодействия наших крупнейших корпораций, которые в основном и работают в сфере ТЭК, с другими, не такими крупными игроками, то создать здесь реальный сформированный спрос на инновации просто нереально. Те стандартные договоры, которые сейчас существуют, практически не дают возможности для равноправного созидательного партнерства, если мы говорим о сфере передовых разработок. Такая возможность уничтожается системой штрафных санкций, а ведь если речь идет об инновационной продукции, то всегда есть и элемент риска". Один случай выхода из строя какого-либо устройства может поставить крест на компании-разработчике. Тормозит разработку и внедрение инноваций в ТЭК и отсутствие опытных полигонов, где можно было бы обкатать новые технологии и продукты, не рискуя при этом попасть под разорительные штрафы, если на первых этапах заявленные параметры не будут сразу достигнуты. Пока ситуация не будет изменена, по сути, самый обильный на инвестресурсы сегмент российской экономики не будет принимать заметного участия в процессах инновационного развития.
"Создание позитивных инновационных практик требует согласованных действий заказчиков и поставщиков, прежде всего представителей малого и среднего инновационного бизнеса", - заявил директор Департамента социального развития и инноваций минэкономразвития Артем Шадрин.
По итогам слушаний участники приняли резолюцию, согласно которой, в частности, было рекомендовано федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить нормативные акты, определяющие критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции. Еще одним приоритетом власти должно стать упрощение процедуры прохождения экспертизы проектов с использованием инновационных материалов и конструкций из них. Компаниям с госучастием был дан совет ускорить работу по принятию и реализации программ инновационного развития, неукоснительно исполнять обязательства по ежегодному выделению в структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20% от ежегодного объема закупок, внедрить применение критерия "жизненного цикла" при закупке инновационной, а также высокотехнологичной и технически сложной продукции.