В Германии перед судом предстал 93-летний "бухгалтер Освенцима"

В Германии начали судить бывшего эсесовца: 93-летний Оскар Гренинг обвиняется в пособничестве зверскому уничтожению 300 тысяч человек в концлагере Освенцим. На открывшемся сегодня процессе он признал свою вину. Подсудимый также сознался в том, что ему было известно о систематических убийствах в концлагере.

В суде города Люнебург Оскар Гренинг произнес: "Для меня бесспорно, что я взял на себя моральную вину". Обвиняемый появился в зале суда, опираясь на "ходунки". Адвокаты Гренинга также поддерживали его с обеих сторон. На процессе присутствовали около 60 выживших жертв Холокоста и многочисленные родственники. По юридическим причинам обвинение ограничивалось лишь "венгерской акцией", во время которой летом 1944 года было уничтожено около 300 тысяч граждан Венгрии. Преступника ожидает наказание в виде тюремного заключения сроком не менее трех лет. Процесс будет длиться до конца июля.

Обвинение было зачитано в течение четверти часа. Более часа Гренинг повествовал о своих преступлениях, полностью признав вину. "Я прошу прощения. Вопрос об уголовном наказании должны решать судьи", - произнес Гренинг. Эсэсовцы называли его "бухгалтер из Освенцима". Нацистский преступник подробно рассказал, что помогал в концлагере Освенцим-Биркенау собирать и складировать деньги из багажа узников и далее предоставлять их в распоряжении подразделениям СС. В обвинении подчеркивается, что тем самым он "создавал экономические преимущества для нацистского режима и поддерживал систематические убийства".

Гренинг рассказал о страшных преступлениях, свидетелем которых он стал в Освенциме. Участвуя в поисках сбежавших узников концлагеря, бывший нацист слышал вблизи газовых камер постепенно затихающие крики жертв. Однажды он увидел, как один из эсесовцев схватил оставленного младенца и убил его, ударив головой о грузовик. После этого Оскар Гренинг попросил начальство отправить его на фронт. Однако ему было отказано. Перед началом процесса Международный комитет концлагеря Освенцим подверг резкой критике юридический анализ нацистских преступлений в Германии. Десятилетиями немецкие судьи и прокуроры ничего не предпринимали, чтобы искать преступников и заставлять их отвечать перед судом. Критики отмечают, что в ФРГ не было никакой заинтересованности в том, чтобы восстановить справедливость.

Оскар Гренинг предстал перед судом лишь благодаря кропотливой работе Центрального бюро по расследованию нацистских преступлений в городе Людвигсбург (земля Баден-Вюртемберг). С 1958 года это учреждение занимается поиском нацистских преступников. Но лишь процесс над надзирателем из Собибора Иваном Демьянюком и его обвинение в 2011 году показал, что судебное преследование глубоких стариков возможно и необходимо. Ведь именно так, по мнению следователей, можно воздать должное тем миллионам жертв, которые были зверски убиты в газовых камерах смертельной машины Третьего рейха. Среди них - не только 900 тысяч евреев, но и множество представителей других национальностей, преследовавшихся в фашистской Германии, в том числе цыган, а также тысячи советских военнопленных.

Обер-прокурор Курт Шримм рассказал "РГ", что теперь исполнения любой работы в концлагере уже достаточно, чтобы выдвинуть обвинение в пособничестве убийствам. Хотя свидетелей в отдельных случаях может и не быть, участие надзирателей в жестоких уничтожениях в Освенциме не оставляет сомнений. Сотрудники Центрального бюро расследования в течение многих лет по крупицам собирали доказательства. Появившаяся благодаря решению по Демьянюку реальная возможность призвать нацистских подельников к ответу, даже в конце их жизни и несмотря на возраст, позволило прокурорам Центрального бюро раскрыть свою картотеку с именами 50 еще живущих надзирателей концлагерей, которые ранее не преследовались. Как рассказал представитель прокуратуры Томас Вилль, долгое время в Германии не существовало необходимых "правовых и политических предпосылок" для обвинения нацистских преступников без свидетельских показаний. Суды на протяжении десятилетий отклоняли обвинительные заключения прокуроров, аргументируя это "отсутствием шансов на успешное завершение уголовного процесса".

Сейчас в Центральном бюро расследования нацистских преступлений анализируются документы нацистов, эмигрировавших в Бразилию. Точка в преследовании пособников гитлеровского режима пока не поставлена. По словам прокурора, преследовать их за совершенные ими антигуманные проступки будет поздно только в одном случае - когда их самих не станет. Ведь для преступлений против человечности не существует срока давности.

Кстати

Дело Оскара Гренинга, после войны попавшего в британский плен, а затем спокойно жившего с женой и детьми в районе Люнебурга, расследовалось и ранее, но было закрыто в 1985 году. Тогда Гренинг называл себя "колесиком в общей машине". Теперь бывший эсесовец признал свою вину. Это означает, что в отличие от Демьянюка, Гренинг не будет подавать апелляцию.