21.04.2015 00:40
    Поделиться

    В Минтрансе озвучили задачи на 2015 год

    Отрасль намерена противостоять кризисным факторам
    В нынешнем году экономика России будет существовать в условиях сильных геополитических рисков и неблагоприятных тенденций на мировом нефтяном рынке. По прогнозу минэкономразвития, по сравнению с 2014 годом вероятно снижение ВВП на 3%, промышленного производства - на 1,6%, инвестиций в основной капитал - на 13,7%, экспорта всех видов услуг, включая транспортные, - практически на треть. Причем в транспортных услугах сокращение экспорта прогнозируется на уровне 9%, с 18,7 до 16,8 млрд долл.

    Основные факторы снижения спроса на транспортные услуги, отметил министр транспорта РФ Максим Соколов на заседании коллегии ведомства, - это сокращение объема производства в основных "грузообразующих" секторах экономики и снижение реальных доходов населения. И в нынешнем году транспортники намерены сконцентрировать внимание на решении нескольких важнейших задач. Это обеспечение доступности пассажирских перевозок; поддержка транспортных компаний и повышение доступности кредитных ресурсов; концентрация финансовых ресурсов госпрограммы "Развитие транспортной системы" на приоритетных направлениях.

    Кстати, замедление, а затем и спад экономического роста, неблагоприятные изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации в прошлом году, конечно, отразились на показателях работы отрасли, но не в критических объемах. Так, общий грузооборот превысил уровень 2013 года на 3,2%, хотя объем перевозок снизился на 2,7%. Подвижность населения выросла на 0,5%, а пассажирооборот на 0,6%.

    Значительное увеличение пассажирооборота отмечено только на воздушном транспорте. Здесь прирост составил 7,2%, перевезено более 93 млн пассажиров. Это рекордный показатель за всю историю российской гражданской авиации. И впервые за многие годы этот рост был связан с сектором внутренних авиаперевозок - 18%, это, кстати, самый высокий темп роста в мире.

    Такое, отмечает руководитель Росавиации Александр Нерадько, стало возможно благодаря принятым мерам государственной поддержки развития маршрутной сети, обеспечению ценовой доступности услуг для населения, в том числе за счет их субсидирования на внутренних авиалиниях, а также планомерной работе по строительству и реконструкции аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. В этом году на модернизацию наземной инфраструктуры аэропортов, согласно ФЦП, предусмотрено выделить 348,16 млрд руб. Реконструкция затронет 147 воздушных гаваней.

    Еще одним приоритетом Александр Нерадько назвал развитие авиационной деятельности в Крыму. "Аэропорты и аэродромы полуострова необходимо вовлечь в общую инфраструктуру гражданской авиации РФ, это будет способствовать преодолению кризисных явлений", - сказал он и добавил, что необходимо найти возможность создания в Крыму летного филиала одного из учебных заведений.

    Для поддержки российских авиаперевозчиков разработан ряд мер. В частности, предлагается снизить НДС для внутренних перевозок и на 960 млн руб. увеличить бюджетные ассигнования на предоставление субсидий авиакомпаниям на региональные пассажирские перевозки и формирование региональной маршрутной сети РФ. Пока рассматривается софинансирование 12 маршрутов, которые являются безальтернативными. Снижение НДС для внутренних перевозок обойдется федеральному бюджету в двухгодичной перспективе в несколько миллиардов рублей, однако при этом появится возможность в полном объеме сохранить финансирование программы субсидирования региональных авиаперевозок.

    Важнейшим приоритетом для государства в транспортной сфере оставалось развитие федеральных автомобильных дорог. В 2014 году было построено и реконструировано более 700 км трасс федерального значения, в том числе 135 км скоростных. Это почти на 20% больше, чем в 2013 году. На федеральной сети заменено 18 крупных мостов, построено несколько новых. Среди введенных объектов, профинансированных из средств федерального бюджета, - Бугринский мост через Обь в Новосибирске длиной почти 5,5 км. Его уникальность, сказал Максим Соколов, заключается в рекордных размерах арочного пролетного строения, составляющих 380 метров, и высоты арочного свода, достигающей 70 метров. Такая технология сооружения свода арки представляет собой первый подобный опыт в мире.

    Среди введенных в эксплуатацию объектов также необходимо отметить более 400 км новых автомобильных дорог и 22 тоннеля олимпийского Сочи, участки автотрасс Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов, объекты на территориях Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

    Дополнительным импульсом ускоренного развития дорог стали решения, принятые на заседании президиума Государственного совета в октябре прошлого года в Новосибирске и закрепленные в поручениях президента страны. В прошлом году отрасль вышла на 100-процентное финансирование работ по нормативам затрат и впервые перешагнула 50-процентный рубеж по доле протяженности автодорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям.

    2014 год, сообщил министр, был отмечен 40-летним юбилеем начала строительства БАМа. И символично, что эта историческая дата была ознаменована стартом масштабной модернизации магистралей Восточного полигона, направленной на увеличение пропускной мощности Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог более чем на 60 млн тонн в год. Это первый проект, на который по поручению президента выделены средства из Фонда национального благосостояния.

    А всего в 2014 году на сети было введено более 100 км дополнительных главных путей и новых линий. Полным ходом идет реконструкция Новороссийского и Краснодарского железнодорожных узлов, инфраструктуры Московского транспортного узла. Также приняты ключевые решения, определяющие вектор развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу. Это не только решение о модернизации Восточного полигона, но и начало проектирования высокоскоростной магистрали Москва - Казань.

    93,2 миллиона россиян воспользовались в 2014 году услугами авиационного транспорта. Это на 10,2% больше, чем годом ранее

    В прошлом году Россия приросла двумя субъектами Федерации, и транспортное обеспечение полуострова Крым стало общей приоритетной задачей. С успехом реализованы, по словам главы минтранса, меры господдержки по повышению доступности воздушных перевозок пассажиров в Симферополь и обратно. За год на этом маршруте выполнено более 20 тыс. рейсов, перевезено более 2,7 млн пассажиров. Паромами через Керченскую переправу перевезено более 2,8 млн человек. С мая организованы мультимодальные перевозки пассажиров по единому перевозочному документу, включающие железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. Такой системой воспользовались около 355 тыс. пассажиров. В целом же в Крым и обратно в 2014 году всеми видами транспорта было перевезено почти 10 млн человек.

    Неплохие результаты показал в прошлом году водный транспорт и портовики. Так, объем перевалки грузов в морских портах России увеличился по сравнению с 2013 годом на 5,7% и составил 623,6 млн тонн, сообщил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. Введено в строй портовых мощностей на 22,5 млн тонн, в том числе комплекс наливных грузов в Усть-Луге, угольный комплекс в Высоцке, зерновой и насыпной терминалы в Калининграде. Продолжалось строительство порта Сабетта на полуострове Ямал.

    Объем финансирования отрасли из федерального бюджета составил 28,6 млрд руб. С 2010 года он вырос почти в три раза, и составил 100 млрд руб. При этом частных инвестиций привлечено в 2 раза больше. Прирост портовых мощностей - 185 млн тонн. Создано около 3 тыс. новых рабочих мест, и в бюджеты всех уровней перечисляется не менее 5 млрд руб. в год.

    Морской флот пополнился 19 новыми транспортными судами общим дедвейтом более 600 тыс. тонн. Введено в строй 14 единиц вспомогательного флота. Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало этого года составило 1387 единиц общим дедвейтом 20,3 млн тонн. При этом наметилась устойчивая тенденция перевода под российский флаг крупнотоннажных судов и уменьшения возраста нашего флота. В 2015 году ожидается ввод в эксплуатацию 2 дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт, а также 5 судов обслуживающего флота.

    Работа внутреннего водного транспорта в прошлом году проходила в сложных условиях из-за аномально низкого уровня воды в Единой глубоководной системе европейской части России и на реках Сибири и Дальнего Востока. Объем перевозок грузов по рекам в 2014 году сократился на 9,3% и составил 124,5 млн тонн. Объем перевалки грузов в речных портах также уменьшился и составил 154 млн тонн. Нынешняя зима была более снежной, поэтому есть надежда, что речники сумеют поправить свои дела.

    В транспортном комплексе страны в 2015 году, отметил Максим Соколов, будет продолжена реализация крупнейших инвестпроектов. Прежде всего это объекты транспортной инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года. Уже начато с нуля строительство современного аэропорта Южный в Ростове-на-Дону, ведется реконструкция аэропортовых комплексов в Нижнем Новгороде, Калининграде, Саратове, Волгограде, Уфе.

    Продолжится развитие Московского авиаузла, на который ляжет основная нагрузка, в том числе строительство новых ВПП в Домодедово и Шереметьево.

    Не менее важным является реализация уникальнейшего транспортного проекта - перехода через Керченский пролив и развитие транспортной инфраструктуры в Крымском федеральном округе.

    Важнейшим вопросом остается развитие автомобильных дорог. В 2015 году продолжится дальнейшее строительство скоростных магистралей на условиях ГЧП, это прежде всего ЦКАД и М-11 Москва - Санкт-Петербург. Всего за год планируется построить и реконструировать около 400 км федеральных трасс.

    Реализация масштабных проектов в транспортной отрасли невозможна без привлечения внебюджетных инвестиций, подчеркнул глава минтранса. Поэтому в 2015 году из общего объема планируемых инвестиций в размере 1,4 трлн руб. внебюджетные инвестиции, по предварительной оценке, могут составить более 500 млрд руб, то есть почти 40% от общего объема.

    Поделиться