Абызов: Ведомства игнорируют план по борьбе с коррупцией

Открытое правительство раскритиковало министерства и ведомства за ненадлежащее составление и выполнение отраслевых планов по борьбе с коррупцией.

22 апреля на заседании правкомиссии по координации деятельности Открытого правительства министр Михаил Абызов рассказал, что поручил провести экспертам простую проверку. "Мы звонили в министерства и ведомства с просьбой зафиксировать сообщения о фактах коррупции. Однако возможность связаться со специалистами по коррупции существовала только в 24 ведомствах из 59. Причем на сайтах только 8 ведомств можно было сообщить о фактах коррупции, заполнив электронную форму", - посетовал министр. По его мнению, сам факт того, что не существует простого интерфейса взаимодействия между гражданином и ведомством, чтобы сообщить о фактах коррупции, не лучшим образом характеризует ФОИВы.

Существует и другая проблема: ведомства крайне неохотно обновляют свои планы и зачастую не учитывают антикоррупционные риски, характерные для их отраслей. Как рассказал руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, антикоррупционные мероприятия в этих планах указываются без ориентации на конечный результат и без конкретных дат. Из всего количества ведомственных планов наиболее удачными он назвал документы лишь трех ФОИВов - Федеральной службы по финансовому мониторингу, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы. Наименее проработанные планы оказались у Федеральной Миграционной Службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Минпромторга.

Пытаясь разобраться в столь неутешительных результатах,  генеральный директор "Трансперенси Интернешнл Россия" Елена Панфилова высказала мнение, что ведомственные планы направлены на выполнение текущего Национального плана по противодействию коррупции, который задает лишь основные, наиболее общие направления работы. "Этот документ предполагает дальнейшую инициативу ФОИВов по разработке практических мер, однако этим мало кто занимается. В ведомствах не стремятся снизить уровень коррупции именно в тех сферах, регулированием которых они непосредственно занимаются", - заявила она.

Чтобы изменить ситуацию, эксперт предложила ввести персональную ответственность должностных лиц за отсутствие надлежащего контроля за качеством исполнения ведомственных планов. "На данный момент даже в лучших ведомствах за все отвечают комиссии, управления, подразделения. А людей, персонально ответственных, трудно обнаружить. В итоге спрашивать не с кого, и все начинает затухать", - отметила Панфилова. В Открытом правительстве также полагают, что должностные лица, ответственные за подготовку плана, обязаны проходить профессиональную  подготовку, которая включала бы в себя изучение правовых основ противодействия коррупции.

Впрочем, одних лишь планов недостаточно. Министерство труда, антикоррупционная деятельность которого высоко оценивается Открытым правительством, пошло еще дальше и разработало законопроект о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав. Как рассказала замминстра труда Татьяна Блинова, документ с учетом международного опыта таких государств, как Южная Корея, США и Канада, предусматривает материальное вознаграждение за сообщение о факте коррупции. Оно будет выплачиваться, если информация позволит предотвратить причинение ущерба государственному или муниципальному имуществу. Размер такого вознаграждения составит от 5 до 15 процентов от суммы предотвращенного ущерба. При этом лица, сообщившие о незаконной деятельности внутри госорганов и органов МСУ, будут обеспечены защитой государства. Оценивая этот документ, Михаил Абызов счел, что он заслуживает внимания, и призвал не спешить с выводами о том, что Минтруда таким образом поощряет "стукачество".