В Свердловской области "отбелят" зарплаты

По данным ПФР, около 38 тысяч работодателей Свердловской области платят персоналу зарплату ниже регионального прожиточного минимума в 8191 рубль. Чаще всего грешат серыми схемами трудоустройства в торговле, сфере транспорта и связи. За ними по количеству нарушений - гостиницы, рестораны, обрабатывающие производства, ЖКХ и строительство.

- Последнее исследование ВЦИОМ показало, что только 72 процента трудящихся в России получают белую зарплату, у 15 процентов часть заработка официальная, часть - в конверте, у 13 процентов доход полностью серый. Отчеты, которые Пенсионный фонд ежеквартально собирает с работодателей, позволяют сделать вывод, что в регионе статистика примерно такая же, - говорит заместитель управляющего отделением ПФР по Свердловской области Салтанат Бахтикереева.

По словам Лидии Исаевой, начальника отдела налогообложения имущества и доходов физлиц УФНС по Свердловской области, точную сумму бюджетных потерь от так называемой скрытой занятости назвать сложно, так как уровень зарплат в этом секторе малопрогнозируем. По приблизительным оценкам ежегодно область недосчитывается 1-4 миллиардов рублей. Анализ справок 2-НДФЛ позволяет выявить случаи сознательного занижения зарплаты. В частности, в 2014 году данные четырех с лишним тысяч налоговых агентов сопоставили со средними показателями по территории и виду экономической деятельности, в результате 3,5 тысячи работодателей подняли зарплату своему персоналу: кто-то до прожиточного минимума, кто-то - до среднего уровня по отрасли. А 277 компаний полностью "обелили" доходы сотрудников, в результате бюджет получил дополнительно 1,8 миллиона рублей налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Большую роль в разоблачении теневых схем трудоустройства сыграли межведомственные комиссии при муниципальных администрациях. Эксперты, входящие в них, хорошо понимают специфику того или иного бизнеса и могут объективно оценить, способна ли, к примеру, компания с официальным штатом в 20 человек демонстрировать серьезные объемы реализации товаров и услуг.

Еще один инструмент, позволяющий выявлять скрытую занятость, - выездные проверки по жалобам физлиц либо по информации, полученной из внешних источников, в том числе с сайтов организаций и из СМИ. Если надзорные органы видят, что предприятие ведет активную хозяйственную деятельность, а по документам в штате числятся два человека, это наводит на определенные размышления. В прошлом году удалось вычислить 12 подобных схем, в результате доначислено 14 миллионов рублей НДФЛ. В первом квартале 2015 года установлены четыре предприятия-нарушителя, им придется уплатить в бюджет за своих сотрудников 1,1 миллиона.

В основном шуршит купюрами в конвертах малый и средний бизнес. Крупный на такой риск не идет: слишком много работников, велика вероятность утечки информации. К тому же из-за правонарушений в сфере оплаты труда можно лишиться права на государственные субсидии и инвестиции. В небольших же компаниях ощущение безнаказанности у работодателя отчасти пестуют сами сотрудники: в кризис они боятся потерять место, поэтому согласны на любые схемы оплаты труда.

- Молодежь и люди среднего возраста считают, что им до пенсии далеко, живут сегодняшним днем. Хотелось бы пошатнуть ложный оптимизм. По статистике, только семь процентов пенсионеров живут на сбережения, остальные - на пенсию, и ее размер имеет значение, - рассуждает Салтанат Бахтикереева.

- В прошлом году зарплаты выросли на семь процентов, а налоговые поступления - всего на четыре. Разрыв объясняется невозможностью контролировать налоговых агентов, которые не платят НДФЛ в течение календарного года, - говорит заместитель руководителя УФНС по Свердловской области Марина Рябова.

Помочь в решении этой проблемы должен законопроект, который уже целый год не может пройти первое чтение в Госдуме. Он подразумевает, что отчеты по НДФЛ сдаются не раз в год, а ежеквартально. За отказ или передачу недостоверных сведений предусмотрены штрафы: тысяча рублей за каждый отчет. Возможно, к этому нормативному акту законодатели еще вернутся, если кризис на рынке труда усилится.

- Серая занятость снижалась в 2013 году, сейчас кривая снова поползла вверх, хотя бизнес понимает: платить меньше прожиточного минимума нельзя, трудинспекция и прокуратура сразу обратят на это внимание, - добавляет Марина Рябова. - Мы подвигаем компании к тому, чтобы декларировали хотя бы средний доход по виду деятельности, но встречаем сопротивление. Предприниматели даже жалуются своему омбудсмену, что их часто вызывают на административные комиссии и журят за среднюю зарплату ниже 15 тысяч рублей. Мы считаем, что к таким жалобам надо относиться критически.

При этом представители фискального органа подчеркивают: ответственность за уплату НДФЛ лежит не только на работодателе, но и на работнике. Если предприятие перечисляет подоходный с части зарплаты, работник обязан задекларировать остаток и заплатить с него налог. Именно это рекомендуют всем, кто обращается в ФНС с жалобами на оплату труда. Однако люди не спешат обелять свои доходы: из 50 обратившихся в первом квартале едва ли полпроцента сделали это. Конверты устраивают обе стороны до поры до времени, пока не наступает период нетрудоспособности, декрет, увольнение и т.п. Вот тогда вчерашние "молчуны" начинают лихорадочно искать защиты у власти и требовать соблюдения социальных гарантий.

комментарий

Сергей Крохалев, и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области:

- Легализация трудовых отношений всегда была приоритетом для нашей службы, но с августа 2014 года по поручению вице-премьера РФ Ольги Голодец мы усилили работу в этом направлении. Если в прошлом году было выявлено 443 факта неофициальных трудовых отношений, то в первом квартале 2015-го - уже 235. По настоянию инспекторов во всех случаях заключены трудовые договоры. Кроме того, 94 гражданско-правовых договора были признаны необоснованными и тоже переведены в трудовые.