Экспозиция позволит ответить на провокационный вопрос, до сих пор будоражащий политизированную часть российского общества: вождь народов или народ выиграл войну? О том, где и как вершилась история Великой Отечественной, рассказывает куратор выставки, директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
Андрей Сорокин: Такого рода события, как Победа, не достигаются однократным актом или волей того или иного человека, пусть и обремененного самыми высокими полномочиями. Это всегда коллективные усилия, реализуемые через определенную последовательность решений и действий. С известной долей условности можно выделить некоторые из ключевых решений, которые во многом определили исход войны. К их числу относится, например, создание Государственного комитета обороны (ГКО), принятое через 10 дней после начала войны. Оно было принято узким кругом людей из ближнего круга Сталина и сыграло огромную роль в создании системы организации управления страной. ГКО сосредоточил всю полноту власти и обеспечил эффективную мобилизацию всех ресурсов страны: и человеческих, и военных, и материальных. С одной целью - одержать победу над врагом.
Но один из "штабов победы", который находился в кабинете Сталина в Кремле, сначала действовал не очень эффективно...
Андрей Сорокин: Обыватель продолжает путаться в "трех соснах" фактов, касающихся того, чем был занят Сталин в первые дни войны. В современной России опубликованы дневники его дежурных секретарей, из них видно, что 22 июня и в последующие дни Сталин принимает огромное количество посетителей, его рабочий день длителен и интенсивен. Но через несколько дней наступает двух-трехдневный перерыв... Причина так называемой "сталинской прострации" состоит в том, что через неделю после начала войны он сталкивается с коллапсом управления, с многочисленными сообщениями о поражениях Красной армии, прежде всего на западном направлении. 28 июня взят Минск. Фактически открыт прямой путь на Москву. И после нелицеприятного разговора в стенах генерального штаба Сталин, видимо, испытывает шок, уезжает на т.н. "ближнюю дачу" в Кунцево, и с вечера 28-го по 30 июня страна оказывается предоставленной самой себе. В кабинете у Молотова происходит совещание членов Политбюро, которые решают ехать к вождю. Приезжают, проводят совещание и создают ГКО - высший чрезвычайный орган управления страной в годы войны, что становится первым этапом преодоления кризиса управления. Следующим этапным решением следует назвать пересоздание 10 июля Ставки Верховного главнокомандования и назначение именно Сталина Верховным главнокомандующим вместо маршала Тимошенко.
Как вы считаете, кто же символ Победы - Сталин или народ?
Андрей Сорокин: Вопрос "кто выиграл войну: народ или Сталин?", свидетельствует о том, что мы все еще находимся в стадии непреодоленного кризиса исторического сознания. Войну выиграл советский народ, или, точнее, народы, жившие в 15 республиках Советского Союза. И между прочим, каждый из этих народов вынес тяготы и приложил усилия к Победе, сопоставимые с усилиями стран антигитлеровской коалиции. Но при этом давайте отдавать себе отчет и в том, что без определяющей воли конкретного человека, а я имею в виду Сталина, достичь результатов было бы невозможно. Сталин сосредоточил в своих руках уже в начальный период войны всю полноту власти: он становится председателем ГКО, Верховным главнокомандующим и наркомом обороны, являясь в тоже время и секретарем политбюро ЦК ВКП(б), и главой правительства (Совнаркома). Он принимает ключевые решения. Именно это позволяет провести в короткий срок эффективную мобилизацию всех ресурсов для обороны страны. Но на "вожде советского народа" лежит и ответственность за организационные провалы и поражения Красной армии первого периода войны. Однако все это в конечном итоге было преодолено во многом именно его усилиями.