Вчера эта новость прозвучала на всероссийском съезде адвокатов, открывшемся в Москве. Как сообщил референт Главного правового управления администрации президента России Михаил Палеев, уже получен первый отзыв. В целом, взаимодействие должно быть постоянным.
Заместитель министра юстиции России Елена Борисенко, в свою очередь, призвала адвокатуру серьезно подключиться к экспертной работе. Голос профессионалов, услышанный вовремя, позволяет избежать массы проблем в будущем. При разработке каких-то поправок в уголовное законодательство это правило особо актуально.
Другая важная тема, связанная с адвокатурой: быть или не быть так называемой "адвокатской монополии". Сегодня этот вопрос практически у всех на устах, особенно юристов. Но и обычных людей дело касается чуть ли не в первую очередь. С кем мы будем ходить в суд? Обязательно ли приглашать адвоката, чтобы защитить свои интересы? Не выйдет ли справедливость слишком дорогой? Эти вопросы задают многие, кто наслышан об идее.
Министерство юстиции России уже создало рабочую группу, которая готовит предложения по реформированию рынка юридических услуг. Ключевой вопрос как раз и касается права работы в судах для юристов: кому разрешить, кому закрыть вход.
Вчера на съезде представитель администрации президента напомнил, что существуют протоколы, которые наша страна подписала при вступлении в ВТО. И там есть четкое положение, что именно адвокаты должны представлять своих доверителей в гражданском судопроизводстве. То есть вопрос не в том, надо или не надо вводить: мы должны это сделать. Другое дело, как именно должно выглядеть исключительное право адвокатов на работу в судах в наших условиях.
- Тема сложная, - сказал Михаил Палеев. - Мы договорились, что она должна широко обсуждаться.
Недавно руководство Федеральной палаты адвокатов уже встречалось с представителями корпоративных юристов как раз по этому поводу. Диалог будет продолжаться.
Президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко заявил, что, на его взгляд, надо говорить не о введении адвокатской монополии, к тому же и сам термин все признают неудачным, а об объединении практикующих юристов на базе адвокатуры.
Проще говоря, адвокатура будет расширена, правда, сами адвокаты должны отвечать высоким требованиям. Ведь исключительное право для того и задумывается, чтобы любой гражданин был уверен: его защищает профессионал. С этим согласны многие эксперты.
- Невозможно обеспечить подлинный состязательный процесс без профессионалов, - сказал вчера председатель Ассоциации юристов России Виктор Блажеев. - Мы не сможем обеспечить подлинного справедливого разбирательства.
При этом он согласился, что введение исключительного права адвокатов на представительство в суде - это сложная проблема, "мы должны пошагово двигаться", сказал Виктор Блажеев. Как уже писала "РГ", суть готовящихся предложений в том, что монополии в полном смысле не будет. Обычный гражданин, если чувствует свои силы, сможет защищать себя сам. Но если он захочет нанять профессионала, то сможет обратиться только в адвокату. В свою очередь, корпоративных юристов тоже не планируют заставлять получать статус адвоката: если фирму устраивает их квалификация, она сможет посылать в суд своих людей.
Также вчера стало известно, что принято решение создать комиссию Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам. До сих пор практика по наказаниям адвокатов формировалась в регионах. Везде она складывалась по-разному. Но разве в данном случае могут быть отдельные подходы, мол, что можно рязанскому адвокату, то нельзя красноярскому?
- Наступает новый этап: российская адвокатура начнет формировать единую практику понимания дисциплинарной ответственности, кодекса, - сказал Юрий Пилипенко.
Также вчера на съезде обсуждали вопрос о введении специального нагрудного знака адвоката. По замыслу, эмблема поможет выделить защитника в общей массе других участников процесса.