Шоколад подорожал в России более чем на треть

Плитка шоколада подорожала в России больше чем на треть всего лишь за год. Цены на сладости, особенно с содержанием какао-продуктов, наверняка будут расти еще до конца лета - начала осени, а потом могут остановиться благодаря нынешнему укреплению рубля, предполагают эксперты.

Производить шоколад сейчас становится все накладнее. Себестоимость одной плитки с содержанием какао-продуктов не менее 30 процентов за год в среднем по России выросла в полтора раза.

"Цены на прилавках, конечно, поднялись в меньшей степени, но все равно ощутимо. Если сравнивать стоимость продукта в марте 2014 года к марту 2015 года, то шоколад подорожал на 38 процентов", - рассказала "Российской газете" исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.

По ее словам, стоимость плитки варьируется от региона к региону, но заметнее всего шоколадные цены сказались на кошельках целого ряда жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Крыма.

Объясняется сложившаяся ситуация довольно просто - какао-бобы в России по понятным причинам не растут и их приходится закупать за границей за валюту. А курс рубля в конце 2014-го и начале 2015 года серьезно просел как к доллару, так и к евро, что автоматически сделало любой импорт намного дороже для закупок.

По словам Елизаветы Никитиной, девальвация российской валюты и является основным виновником удорожания шоколада. При этом дело даже не столько в самом сырье, сколько в какао-продуктах, производимых из бобов. В их производстве Россия также продолжает зависеть от продукции импортной переработки, констатировала собеседница "Российской газеты". При этом переработкой какао-бобов вполне можно было бы заниматься и внутри страны, однако таких мощностей у нас пока мало, а значительная их часть устарела и нуждается в серьезной модернизации, подчеркнула Елизавета Никитина.

Сложно пока заместить и многие другие компоненты, использующиеся в производстве шоколада. Такие добавки как орехи и изюм до введения продуктового эмбарго как раз ввозились в основном из Европейского союза и США. Замену им внутри России из-за особых требований производителей к подобным товарам и их малого количества на территории нашей страны по климатическим причинам тоже найти непросто.

"Просто так пойти на рынок и купить изюм или фундук кондитеры, разумеется, не могут. Поэтому после введения эмбарго пришлось переориентироваться на поставки из других стран, в частности, расширить ввоз из Турции, что тоже внесло свою лепту в удорожание конечной продукции", - говорит Елизавета Никитина.

С другой стороны, главный фактор роста цен на шоколад - снижение курса рубля - постепенно сходит на нет. С февраля российская валюта серьезно укрепилась к доллару и евро. По словам Елизаветы Никитиной, в перспективе это означает, что рост цен на шоколад может и остановиться. Правда, о его удешевлении, похоже, речи пока что нет.

"Сейчас на прилавках лежит шоколад, сырье для производства которого закупалось примерно два месяца назад. Если оно сейчас подешевеет благодаря росту курса рубля, то уже летом-осенью ценовая картина изменится", - прогнозирует собеседница "Российской газеты". Поэтому в любом случае состояние отечественной валюты и должно быть для россиян главным индикатором цен на сладкое: рубль укрепляется - цены не растут, и наоборот.

Все эти расклады в принципе справедливы не только для производства и цен на шоколад, но и практически на все остальные сладости. Даже если в них не входят какао-продукты, то сахар - совершенно точно. Только с начала нынешнего года, по последним данным Росстата, он подорожал на 15,3 процента. При этом проблем с импортом в этой сфере как раз и нет, сахара производят у нас вполне достаточно для покрытия нужд отечественных кондитеров.

Но что сахар, что какао-бобы - все это биржевые товары, цены на которые формируются не только в России, но и на мировых рынках, а, следовательно, часто колеблются и могут преподносить различные сюрпризы. В том числе и неприятные. К тому же в производстве огромного количества кондитерских изделий используется и молоко, цены на которое также на месте вовсе не стоят, прибавив, по данным Росстата, с декабря 2014 года больше 5 процентов.

Эти факторы вкупе и делают в последнее время потребительскую корзину многих россиян все менее и менее сладкой.


Автор:Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Роман Маркелов