История жизни этого человека представляет собой удивительную летопись, охватывающую девяносто лет и отражающую практически все масштабные события неспокойного минувшего века. Он весь лучится тихой, слегка созерцательной радостью человека, изведавшего за свою непростую и долгую жизнь очень многое и умеющего взирать на настоящее и прошлое с удивительной сдержанностью и рассудительностью. Врожденное чувство собственного достоинства и безмерного уважения к собеседнику, будь то зрительный зал или дотошный журналист, заставляет прислушиваться, чутко ловить малейшие изменения в интонации и следовать за музыкой и текстом песен, невзирая на наличие или отсутствие знания иностранных языков. Мастерское умение передать эмоции на языке чувств и образов делает Шарля Азнавура близким людям различных культур и убеждений, позволяет им почувствовать общечеловеческое единство и сопричастность к чему-то таинственному и вместе с тем глубоко родному, стоящему за рамками индивидуального восприятия.
Песней, открывшей концерт, стала глубоко прочувствованная композиция Les Emigrants о жизни эмигрантов в чужой стране, о всех превратностях которой он знал не понаслышке, имея возможность лицезреть ее в двух проекциях: на примере своих родителей, вынужденных приехать во Францию, и на своем собственном опыте парижанина в первом поколении, неразрывно связанного с культурой и духом страны, его приютившей, понимающего ее наверняка более глубоко именно в силу одновременного существования в двух очень разных традициях.
Выступление продолжилось рядом проникновенных композиций, в каждой из которых сквозила грусть и сожаление о былом, безвозвратно ушедшем: Paris au mois d'aout, Mourir d’aimer, Je Voyage, Como e trieste Venezia… Если бы не жизнеутверждающее настроение, с первого мгновения утвердившееся на сцене, исполнение таких песен человеком, находящимся в преклонном возрасте, уже в силу самого этого обстоятельства могло бы вызвать тягостные эмоции. Но нет, мы видим в очередной раз уверенность и сердечность опытного проводника по дорогам и тропам человеческих душ и перекресткам судеб.
Игриво-романтичный тон, взятый певцом, трогательно оттенял серию выбранных автором для концерта лирических произведений: Sa Jeunesse, Desormais, Une vie d'amour, Mon ami, mon Judas, Toi et moi. Произведения на французском были увенчаны англоязычным хитом She, получившим второе рождение относительно недавно, в 1999 году, уже в исполнении Элвиса Костелло в качестве саундтрека к фильму Notting Hill.
Исповедальные по форме и по содержанию Hier encore, Il faut savoir и Ave Maria вновь погрузили слушателей в мир глубоких переживаний, тревожащих душу воспоминаний, богатства чувств, всю палитру которых маэстро настолько точно умеет выразить словесно, что сугубо личное путешествие автора в потайные уголки своей души становятся важной частью процесса самопознания внимающими ему. А были ведь еще и Emmenez-moi, и Mon emouvant amour, где чувства и звуки находили свое второе воплощение в практически хореографическом действе языка жестов, непередаваемом словами взгляде и выражении лица певца.
Публика с минуту на минуту ожидала услышать то, что делает Азнавура таким понятным всем и каждому в нашей стране певцом. И терпение было вознаграждено - Deux Guitares и La Boheme нашли своих самых искренних и благодарных почитателей, и неистовые аплодисменты еще долго не замолкали, звуча в унисон биению сердец.
Так Москва была снова без остатка покорена гением Шарля Азнавура в этот дождливый апрельский вечер, на исходе которого воображение настойчиво рисовало в небе радугу.