В рамках проекта "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" открылась временная выставка, на которой посетители смогут увидеть "Автопортрет" и "Романтический пейзаж с овцами у источника" английского живописца и графика, крупнейшего мастера национальной школы живописи восемнадцатого века Томаса Гейнсборо. Обе картины написаны в 1780-х годах, в период расцвета таланта художника и принадлежат собранию Королевской Академии искусств в Лондоне.
"Автопортрет" - наверное, единственное изображение Гейнсборо, которое художник хотел оставить потомкам, именно его он разрешил гравировать. В герое его картины чувствуется строгость, внутренний трепет и недосказанность. Отвлеченность образа особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной "недосказанности" не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Автор изображен безо всяких атрибутов, указывающих на его профессию. Взгляд устремлен прямо на зрителя. "Автопортрет" написан легкими мазками, что подчеркивает его лирическое звучание. Картина производит впечатление неоконченного произведения.
Пейзажи живописца отличаются своеобразной реальностью. Он никогда не изображал определенного места, его интересовала не топография местности, а сущность природы, ее образ и сумма художественных впечатлений, полученных от нее. "Романтический пейзаж с овцами у источника" - одна из таких картин. Она точно наполнена до краев спокойствием, воображаемая идиллия, прописанная с высоким мастерством художника. Пейзажу Томас Гейнсборо отдавал большее предпочтение, чем портрету.
Творчество Томаса Гейнсборо оказало большое влияние на развитие английской живописной школы. Его подходы предвещают образно-стилистические искания романтизма и создание пейзажа настроения, именно мастера пейзажа стали первыми, кто оценил талант художника после его смерти. Выставка "Автопортрет" и "Романтический пейзаж" Томаса Гейнсборо в Государственном Эрмитаже продлится до 26 июля 2015 года.
Кстати
Единственное произведение Томаса Гейнсборо в музеях России - "Дама в голубом". Портрет относится к расцвету творчества художника. Картина стала шедевром еще при жизни художника и регулярно выставлялась в Лондоне вместе с другими такими известными полотнами, как "Элиза и Томас Линл" и "Мальчик в Голубом", "Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской", "Лес Гейнсборо" и многие другие. В Россию картина попала в девятнадцатом веке в частную коллекцию английской портретной живописи. После смерти владельца в 1912 году вся коллекция отошла по завещанию Государственному Эрмитажу, где "Дама в голубом" стала одним из шедевров собрания музея.