27.04.2015 14:18
    Поделиться

    Какие электронные сервисы помогут верующим

    Завсегдатаям интернета, желающим заказать молитву в православном храме, облегчили жизнь.

    Речь не идет об интернет-заказе молитвы заочно: все-таки храм - не магазин, а церковь - не служба по предоставлению духовных услуг. Священники постоянно подчеркивают необходимость личного участия верующего в молитве. Причем неважно, испрашивает ли он помощи себе, или молится за близких - живых, или умерших. Поэтому такие "продвинутые" формы общения с Богом, как SMS с заказом молитв или электронные письма на адрес монастыря и храма, с оплатой их через системы интернет-денег, в православии, в отличие от церквей стран Европы и США, не приживаются. Важны не деньги, которые ты кинешь на счет (пусть и с благими намерениями), важно личное участие, сердце молящегося и та толика времени, которую мы при нашей всеобщей занятости готовы уделить Богу.

    И все-таки, учитывая вечный цейтнот, в котором живет современный работающий человек, интернет-сервисы делают попытки облегчить отдельные этапы прихода человека в церковь. Например, вновь созданный сервис православной поисковой системы "Рублев" предлагает пользователям Сети распечатать записки для поминовения дома на принтере. Как объясняется на сайте, делается это для того, чтобы избежать толкотни в храме. Можно добавить: а еще для того, чтобы вспомнить все дорогие тебе имена людей в тишине, дома, а не в спешке и суете перед службой.

    Как правильно подать записки для поминовения живых и усопших

    Записки для поминовения живых и усопших лежат, обычно, во всех храмах у свечного ящика и в церковных лавках. Записки для поминовения бывают двух видов: об усопших и о живых. В записке под заглавием "О здравии" или "О упокоении" пишутся, соответственно, имена живых или усопших, которых бы мы хотели помянуть в общецерковной молитве. Имена поминаемых принято писать разборчивым почерком, чтобы священник мог легко их прочитать. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в православной церкви. В записках "О упокоении" нельзя писать имена самоубийц и тех, кто не был отпет по обряду православной церкви.

    Формы молитвенного поминания могут быть следующими: обычная - когда имена людей, написанных вами в записке, поминаются священником во время той части Божественной литургии, когда происходит приготовление хлеба и вина для таинства евхаристии. Эта часть литургии называется проскомидия (по-гречески означает "принесение" - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии). В этот момент литургии священником и читаются имена, записанные в "простых записках", или в записках "На проскомидию". Читаются как имена живых, так и имена усопших - потому как у Бога все живы.

    В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и об упокоении принимают заказные записки. Такие записки так и называют - "заказные", и отличаются они тем, что имена людей, упомянутые там, читаются священником еще дважды за литургию, а потом и после нее - во время молебна. Молебен за живых называется просто молебном с добавлением, кому он адресован - Иисусу Христу, Богородице, иконе Богородицы, ангелам, или какому-то святому конкретно. А молебны за усопших называются панихидой.
    На молебны и панихиды можно подавать отдельные записки, куда мы таким же образом вписываем дорогие нам имена.

    Есть записки, подаваемые на сорокоуст. Сорокоусты - это молебны, совершаемые церковью сорок раз. Число сорок - сакральное. Фактически записка "На сорокоуст" равна сорока заказным запискам. Имена, поданные в записки "На сорокоуст" поминаются, в течение сорока дней - как будто мы каждый этот день писали заказную записку. "Сорокоусты, - пишет святой Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом". Но очень эффективны и сорокоусты о живых, особенно о нуждающихся в молитвенной поддержке, или тяжелобольных.
    Заказывают поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

    Обычаю писать и с молитвой читать записки с именами во время богослужений почти две тысячи лет, идет он с апостольских времен. Но тогда эти записки-трафареты для имен брали не у свечных ящиков, и не распечатывали принтером с интернета. Древние помянники были из пергамента, сложенного вдвое - подобно скрижалям Моисея. На одной половинке писались имена живых, на другой - усопших.

    Поделиться