Любовь к Родине, личная ответственность за судьбу своего народа, мужество, отвага, уверенность в победе - все это внедрялось в массовое сознание посредством литературы, музыки, искусства. Война изменила содержание произведений искусства. Представители художественной интеллигенции Азербайджана, как говорится, пошли в народ. Среди них знаменитый поэт Самед Вургун. Его произведения "Материнское напутствие", "Доблесть героя", "Сестра милосердия" приобрели огромную популярность. 22 июня 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны, Самед Вургун написал стихотворение "На страже Отчизны". За пьесу "Фархад и Ширин" он в 1942 году был удостоен Государственной премии СССР.
Азербайджанские поэты и писатели воевали в самых горячих фронтовых точках, направлялись на поля сражений в качестве политработников. Среди них Абдулгасан Алекберзаде, Беюкага Касумзаде, Энвер Алибейли, Ислам Сафарли, Гусейн Аббасзаде и другие. Всего ушли на фронт свыше 40 представителей азербайджанской литературы.
Несмотря на трудности военного времени, юбилеи классиков азербайджанской литературы проводились не только в Баку. 800-летие великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви было торжественно отмечено в блокадном Ленинграде 17 октября 1941 года.
Неоценимый вклад в развитие патриотических чувств народа внесли выдающиеся деятели музыкального искусства композиторы Узеир Гаджибеков, Гара Гараев, Фикрет Амиров, Джовдет Гаджиев, Солтан Гаджибеков, Тофиг Гулиев, Сулейман Алескеров, Шафига Ахундова, Адиля Гусейнзаде, Афрасияб Бадалбейли. Многие музыканты и композиторы создавали свои произведения, находясь в рядах армии. Смертью храбрых погибли молодые композиторы Мамед Исрафилзаде, Гаджиага Нейматов и другие.
В годы Отечественной войны основоположник азербайджанской профессиональной музыки Узеир Гаджибеков завершил многолетнюю работу над своим фундаментальным трудом - книгой "Основы азербайджанской народной музыки", изданной в 1945 году. В эти же годы он пишет кантату "Родина и фронт", песни "Марш победы", "Армия Отчизны", "В добрый путь", "Марш бойцов", "Сестра милосердия", "Материнское напутствие", романсы "Возлюбленная" и "Без тебя".
К выдающимся музыкальным произведениям военной поры следует отнести также "Азербайджанский марш" Гара Гараева, музыкальную комедию "Похитители сердец" и "Симфоническую поэму" (посвящение погибшему герою-композитору Мамеду Исрафилзаде) Фикрета Амирова, оперу "Гнев народный" Афрасияба Бадалбейли и Бориса Зейдмана.
Для поднятия патриотического духа населения особое место отводилось союзу литературы с музыкой. Примерами такого сотрудничества можно назвать тандем Узеира Гаджибекова и Самеда Вургуна, Сеида Рустамова и Мамеда Рагима, Джангира Джангирова и Расула Рзы.
Веру народа в скорую победу поддерживали своим творчеством также художники и скульпторы. Более двух десятков мастеров кисти ушли в действующую армию. Среди них легендарный партизан, Герой Советского Союза Мехти Гусейнзаде, Гафар Сейфуллаев, Гасан Ахвердиев, Эйюб Мамедов, Огтай Садыхзаде.
В годы войны важным и эффективным средством воспитания народа были плакаты и листовки. По инициативе видного мастера кисти Азима Азимзаде издавались плакаты "Агитокно", "Сражающийся карандаш". Несмотря на тяготы войны, представители азербайджанского изобразительного искусства участвовали в декадах, Днях искусства Азербайджана в Москве, Ленинграде и других городах.
Важное место в творчестве азербайджанских художников занимал портретный жанр. В этот период были созданы произведения живописи, посвященные героям войны снайперу И. Сулейманову (художник Беюкага Мирзазаде), летчику М. Абасову (Садыг Шарифзаде) и другим. Видный скульптор Фуад Абдурахманов создал бюсты летчика Г. Алиева, снайпера И. Мамедова, героя войны Г. Асадова, а также барельефы народным героям прошлого Джаванширу, Бабеку, Кероглу.