28.04.2015 00:43
    Поделиться

    Минфин: Налоговая нагрузка в ближайшие три года расти не будет

    Положение бизнеса в ближайшие три года не ухудшится, а по некоторым показателям может даже улучшиться. Об этом заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов на "круглом столе" Совета Федерации "Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов".

    Замминистра пообещал отсутствие фундаментальных изменений в налоговой политике. "Главное базовое решение - пауза. Никаких глобальных решений мы не планируем, мы не хотим увеличивать налоговую нагрузку, - заявил Шаталов. - Правительство сделало соответствующее заявление, оно нашло отражение в основных направлениях налоговой политики". Но это не исключает "точечных" поправок. "Это вовсе не значит, что не будет каких-то сопутствующих реформ или даже кардинальных изменений", - заявил Шаталов и уточнил, что базовое правило, которое применяется к любым поправкам, предусматривает, что положение налогоплательщиков не должно ухудшаться. "По многим моментам оно даже будет улучшено", - сообщил замминистра.

    Сейчас, по данным минфина, налоговая нагрузка в целом составляет 34-35% ВВП, выше всего она в нефтегазовом секторе. "Если сравнивать ее с ВВП, который производится в этом секторе, она превосходит 80%, - сообщил Шаталов. - В остальной экономике нагрузка около 20% ВВП".

    Одна из задач, которую ставит перед собой минфин на ближайшие годы, усовершенствовать порядок возврата акцизов экспортерам. "Я думаю, что мы серьезно упростим правила, которые касаются возмещения акцизов экспортерам. Надо их сделать точно такими же, как для НДС", - сказал Шаталов. По словам замминистра, это позволит сделать порядок возврата средств экспортерам понятным и прозрачным.

    Также минфин поддерживает идею создания специального упрощенного патента для самозанятых граждан. Простота должна заключаться в том, что получить его смогут даже те, кто не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Оформлять патент нужно будет через службу "одного окна", то есть сумма налога и страховых взносов будет уплачиваться единым платежом, обязанности предоставлять отчетность в фонды и налоговую у таких бизнесменов не возникнет. Сергей Шаталов отметил, что создать такую систему непросто: "Проблема в том, что, с точки зрения законодателя, не вполне понятно, кто такие "самозанятые" - те, кто имеет наемных работников, или те, кто не имеет работодателя?". Замминистра предположил, что учитываться будут оба эти критерия. Не менее сложным является вопрос урегулирования вопроса уплаты страховых взносов при оформлении патента. "Уплатить страховые взносы единовременно, до начала ведения бизнеса, да еще и не во вполне понятном размере, который зависит от результата деятельности, - не очень простая задача", - сказал Шаталов. Осложняет задачу и то, что налоговая служба не занимается администрированием страховых взносов.

    Кстати, минфин выступает за возврат администрирования страховых взносов в ФНС. "Я считаю, что по-прежнему заслуживает внимания передача налоговым органам администрирования страховых взносов. Я думаю, они будут делать это более профессионально и более качественно", - заявил Шаталов.

    Также Сергей Шаталов сообщил о том, что минфин выступает за внесение в Налоговый кодекс понятий необоснованной налоговой выгоды и злоупотребления правом. "В рамках налогового администрирования и в целом для того, чтобы система налогообложения больше соответствовала действительности, мы хотели бы ввести некие доктринальные вещи, которые отсутствуют в налоговом законодательстве", - сказал представитель минфина и отметил, что сегодня эти понятия прочно вошли в судебную практику. Поэтому было бы удобно, если бы они содержались непосредственно в НК РФ.

    Налоговая служба в ближайшие годы собирается развивать уже заданный тренд на электронное взаимодействие с налогоплательщиками. Причем тех, кто может сдавать отчетность на бумаге, становится все меньше. "Нам в пример все время приводят бабушку, которая в горах Алтая сама от руки заполняет счет-фактуру на бумаге. Никто не может показать ее. А 99,9% организаций набирают документы на компьютере", - говорит заместитель руководителя ФНС Дмитрий Григоренко. Представитель ФНС заявил, что не видит смысла в формировании документов в электронном виде, если их приходится распечатывать. Ведь в итоге налоговый инспектор заново вводит полученные данные в электронную систему. Поэтому развитие электронного взаимодействия ФНС ставит в приоритет. "Безусловно, в этом направлении нужно двигаться, никто не говорит, что здесь нужно совершить революцию, но НДС показывает нам, что результаты могут быть впечатляющими", - отметил Григоренко и напомнил, что перевод в электронный вид деклараций по НДС дал 20% прибавку этого налога к прошлому кварталу.

    Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин отмечает, что у предложенных направлений налоговой политики есть и недостатки. Причем уже типичные. Так, в размере налоговой нагрузки не учитываются неналоговые платежи. С каждым годом они растут, но в главном фискальном документе до сих пор не находят отражения. Штогрин также выступил за то, чтобы налоговые изменения поступали на рассмотрение в Государственную Думу до формирования проекта бюджета. А также призвал отказаться от практики внесения изменений в Налоговый кодекс в завершение года. Аудитор Счетной палаты также посетовал на то, что нет методики оценки экономической эффективности льгот. Соответствующее поручение минфин получил уже давно, но до сих пор оно не исполнено. И налоговые льготы по-прежнему вводятся без оценки эффективности.

    Поделиться