Для экономкласса появление новой развязки или эстакады под окнами - скорее отрицательный фактор, ухудшающий ее ликвидность. Это дополнительный шум, пыль и суета. К тому же покупатели жилья экономкласса больше ориентированы на близость метро, появление которого, кстати, сразу увеличивает стоимость квартир окрестных домов минимум на 20%. "Падение варьировалось от 5 до 20%. И это общая тенденция. Люди не хотят жить рядом с автострадами", - говорит Дмитрий Коновалов, генеральный директор TEKTA GROUP.
Для застройщика есть только один вариант "отыграть" снижение цен вблизи развязок - проинвестировать улучшения окружающей городской среды: например, отделить трассу от жилых объектов "зелеными" насаждениями.
С объектами бизнес-класса все наоборот. Потенциальных покупателей такого жилья близость метро не привлекает. Владельцы такой недвижимости, не важно, живут они за городом или в Москве, не хотят тратить драгоценное время в пробках. "Их интересует наличие поблизости магистралей, развязок, крупных улиц и их загруженность. В таких проектах наличие хорошей транспортной инфраструктуры уже включено в стоимость жилья, а при строительстве новых объектов инфраструктуры цена может повыситься", - говорит Софья Лебедева, генеральный директор компании "МИЭЛЬ-Новостройки".
В 2014 году эстакадный съезд появился в районе пересечения Минского шоссе с МКАД, была введена в эксплуатацию платная дорога в сторону Рублевки. "При выборе жилья бизнес-сегмента транспортная доступность становится едва ли не решающим фактором. Поэтому строительство развязок и платных дорог и даже возможность их появления добавляют привлекательности тем объектам недвижимости, которые расположены чуть дальше, чем аналоги и конкуренты. Впрочем, словам в нашей стране не очень верят, поэтому, когда объявлено о строительстве новой развязки, это не сильно влияет на цены и спрос. Стоимость начинает меняться в середине процесса: когда люди видят, что стройка уже начата и активно идет. Да, сейчас на этом месте страшные пробки, стройка, но через год здесь можно будет ездить без проблем", - резюмирует Игорь Бессонов, директор по продажам Kalinka Group.
Для Новой Москвы строительство свежих эстакад, развязок и шоссе - еще более значимый фактор. Строительство здесь новых дорог в большей степени повлияет на рынок жилья и может привести к увеличению стоимости близлежащих комплексов на 15-20%, - говорит Мария Литинецкая, глава компании "Метриум Групп".
Наибольшее же влияние на цену недвижимости оказывает строительство развязок на МКАД, причем и на загородный рынок, и на городской сегмент. Оно напрямую влияет на стоимость недвижимости в городах и районах, находящихся за МКАД вблизи новой развязки, оно может полностью изменить позиционирование локации, если раньше ее главным минусом являлась транспортная недоступность. Так происходит сейчас, например, с Дмитровским шоссе. В 2014 году введена в эксплуатацию эстакада на участке Дмитровского шоссе от пересечения с Долгопрудненским шоссе до границ города (до дер. Грибки Московской области), а при реконструкции транспортной развязки на пересечении Дмитровского шоссе с МКАД введены в эксплуатацию одна эстакада и 1,4 км дорог. "О планах по реконструкции Дмитровки было известно с 2010 года, и девелоперы, работающие на загородном рынке, анонсировали и реализуют ряд проектов бизнес-класса и даже премиум-класса, - говорит Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании "Химки Групп". - Еще один пример - Жулебино. Еще до завершения строительства двухуровневой развязки там цены на квартиры района выросли на 12%".
Столица - живой организм, и строительство новых объектов улично-дорожной сети, конечно, никогда не остановится. Властями города заявлено строительство по крайней мере 11 новых объектов в ближайшее время. И продавцы жилых метров к этому готовы.