Надежды на изменение ситуации к лучшему главным образом связаны с реализацией положений Федерального закона от 24 ноября 2014 года 359-ФЗ. Поправки в Градостроительный кодекс РФ, внесенные этим законом, позволяют надзорным органам лишать статуса СРО в досудебном порядке. В марте 2015 года из Государственного реестра СРО за неустраненные нарушения в работе было исключено НП "Регионстройсервис". Таким образом, прецедент был создан. Реальная перспектива существенного сокращения количества саморегулируемых организаций и ужесточение контроля над деятельностью СРО спровоцировали рост конкуренции среди самих организаций и обострение накопившихся проблем.
Нарушения в сфере саморегулирования действительно достигли критической массы. Сейчас в условиях формирования новой системы, новой конструкции "саморегулируемого надзора", когда сами СРО должны решать, кто из них работает с нарушением закона и должен покинуть рынок, обнажились конкурентные процессы. Обострились отношения между самими СРО, между СРО и Национальным объединением, членами которого саморегулируемые организации являются в силу закона. В этой ситуации для урегулирования отношений необходимо выстраивать горизонтальное взаимодействие СРО на межрегиональном уровне.
Негласная борьба СРО за участников строительного рынка была всегда, но только сейчас отголоски конкурентных процессов выплескиваются в публичное поле. Это хороший признак. Значит, новые правила воплощаются в жизнь, и победит сильнейший. Важно, чтобы в борьбе за строителей саморегулируемые организации вкладывали силы не в прямую борьбу друг с другом, а в повышение качества своей собственной работы, в реализацию дополнительных сервисов и поддержку своих членов, создавали им преференции и льготы.
Такая поддержка строителям необходима и наверняка будет востребована. По оценкам специалистов, рынок проектирования с начала этого года сократился на 30-35 процентов. Скоро этот процесс скажется и на стройке. Государственные программы приняты, но еще не начали работать в полную силу. Также требуется ресурсная поддержка со стороны СРО отраслевому закону "О строительном подряде", который сейчас разрабатывает Национальное объединение строителей. У самих саморегулируемых организаций достаточно общих задач, требующих решения.
Например, процессы в банковской сфере напрямую коснулись системы обеспечения ответственности членов СРО через компенсационные фонды. Компенсационные фонды порядка 40 СРО полностью или частично "зависли" в банках, у которых отозвана лицензия. Законодатель не предлагает никаких механизмов по разрешению этих ситуаций. Значит, СРО нужно учиться жить в новой реальности.
Научиться мониторить процессы в банковской сфере и своевременно на них реагировать. Например, организация Союз "Строительный ресурс" доверила свой компенсационный фонд специализированной управляющей компании с задачей по размещению в неограниченном количестве банков с целью обеспечения максимальной сохранности этих средств.
Идет работа по формированию Единого реестра членов СРО, который будет содержать данные обо всех строительных компаниях, имеющих допуск к работам, влияющим на качество и безопасность объектов капитального строительства. Реестр должен агрегировать данные десятков тысяч компаний и организаций. Сейчас над этим работает Национальное объединение строителей, и без конструктивного участия СРО запустить такой реестр будет непросто. Саморегулированию от лицензирования досталось не самое лучшее наследство. В том числе множество компаний и фирм, предоставляющих юридические услуги. Само по себе это неплохо, но оказывая услуги по оформлению документов, эти фирмы за свои действия никакой ответственности не несут. Консалтинговый бизнес имеет право на существование, но и порядок в этой сфере также необходим. Безусловно, есть высокопрофессиональные крупные игроки, которые дорожат своей репутацией и оказывают клиентам квалифицированную помощь. Но и эти юристы не имеют к строительству никакого отношения. Им все равно, готовить ли документы на лицензирование, сертифицирование или регистрацию каких-нибудь прав. При этом нужно помнить, что, если строительная компания обратилась в СРО с полным комплектом необходимых документов, СРО не может отказать ей в членстве в силу закона.
Профильное министерство выделило на внедрение требований 359-ФЗ и формирование Единого реестра членов СРО всего год. От согласованности действий самого профессионального сообщества будет зависеть, какое место займут саморегулируемые организации в системе регулирования рынка и осуществления государственных закупок в строительстве в 2016 году.
Виктор Кривошонок, президент саморегулируемой организации Союз "Строительный ресурс":
Саморегулирование в строительной сфере находится на новом этапе развития. Пятилетний опыт, накопленный саморегулируемыми организациями (СРО) нашей страны, послужил основанием для ряда законодательных, организационных и кадровых перемен в этой сфере. Формирование новой системы контроля деятельности СРО обострило накопившиеся проблемы и привело к активизации в отрасли конкурентных процессов. В том числе и к значительному сокращению количества СРО и ужесточению контроля над их деятельностью.