Но к майским праздникам пара историй всегда "всплывала". Несколько из них касались именно азербайджанцев. Так, крымские партизаны Восточного соединения 13 апреля 1944-го освободили Старый Крым, отрезав гитлеровцам отступление на Феодосию, и соединились там как раз с частями 77-й "симферопольской" дивизии, укомплектованной в основном из азербайджанских бойцов. Волею судьбы именно ей довелось освобождать Крым от гитлеровских захватчиков.
Рассказывал он и о подполковнике Джалиле Наджафове. Он был командиром 323-го гвардейского стрелкового полка, который первым ворвался в Ялту и освободил город от фашистов.
Чувство общего дома, абсолютно органичное и даже тривиальное для той эпохи восприятие большой страны как своей Родины, всеми гражданами Советского Союза, теперь ушло в прошлое с тем поколением, которое, собственно, и воевало за этот Общий дом. Печальное последствие поворота колеса истории - новым поколениям все труднее объяснить, как это можно "жить вместе".
Советская система, безусловно, серьезное испытание для жизни и культуры многих народов. Но факт остается фактом - советские люди, находясь в разных культурных укладах и матрицах, воспринимали себя как одно целое и в периоды крайних испытаний буквально делились кровью, не задумываясь об этнических корнях. В той же 77-й азербайджанской дивизии, освобождавшей Крым, сражались бойцы двадцати национальностей. Екатерина Васильевна Селищева, вчерашняя студентка Симферопольского библиотечного техникума, переодевшись в солдатское обмундирование, воевала санинструктором. Взорвавшаяся рядом мина чуть не оторвала ей ногу. Пока девушку выносили с поля боя, она потеряла много крови. Срочно требовался донор. Конечно, им готов был стать каждый находившийся рядом воин. Но по группе подошла только кровь рядового Алекпера Гасанова из Баку. Екатерина Васильевна дожила до 91 года, и весной прошлого года ушла последней из числа бойцов 77-й дивизии.
Азербайджанцы платили за общую Победу не только кровью своих бойцов, но и нефтью - "кровью" недр. Этот вклад, пожалуй, более масштабен по значению. Порядка 75 млн тонн нефти, в сверхсжатый срок добытой в тяжелейших условиях, 22 млн тонн бензина, произведенные и доставленные на фронт - это более 90% всех горюче-смазочных материалов, отправленных на поля сражений Великой Отечественной. А сколько раненых, больных и голодных беженцев принял Баку - поддается лишь приблизительным оценкам.
Если взрослому поколению эта часть истории Второй мировой хорошо известна, то наши современники стали постепенно ее забывать. Баку не претендует на звание города воинской славы. Однако, я уверен, что Россия сможет найти более удачную и подходящую форму для символической оценки тылового подвига всех бакинцев и азербайджанцев в годы войны.