Отметим, что как недавно писала "РГ", в этом году число заключенных упало до рекордных отметок. В начале весны в местах не столь отдаленных содержалось менее 700 тысяч человек. По данным экспертов, это самые низкие показатели за 10 лет. В любом случае, численность тюремного населения находится у нижней черты. В итоге в некоторых казенных домах возникла странная ситуация, когда сотрудников больше, чем сидельцев. Впрочем, это исключительные случаи, их не так много. Однако до некоторых дальних колоний этапы действительно стали доходить все реже. Зачем везти арестантский эшелон вдаль, когда и поблизости есть, где посадить. По данным экспертов, сейчас в казенных домах остаются свободными порядка 100 тысяч мест для заключенных на разных режимах.
Поэтому сейчас, как сообщают в Федеральной службе исполнения наказаний, во многих колониях проходит реорганизация. Это значит, что какие-то казенные дома перепрофилируются. Например, была колония общего режима, стала колония-поселение. Или из воспитательной колонии сделали колонию для женщин. А некоторые зоны закрываются совсем.
- У нас есть ряд учреждений очень большой удаленности, - рассказал Анатолий Рудый. - Условия содержания там достаточно плохие. И не только осужденные, но и наши сотрудники живут в очень плохих условиях: канализации нет, горячей воды нет. К некоторым колониям можно было добраться только в определенное время года. Зачем это все?
Он подчеркнул, что оптимизация сети "не коснулась ни одного учреждения, которые находятся в приличном состоянии". Иными словами, нынешняя ситуация просто стала поводом, чтобы повесить замок на те колонии, которые давно было пора убрать с карты. В целом, подчеркивают в ведомстве, идет плановая работа.
- Износ всех учреждений, которые мы поставили в план оптимизации, - это, как правило, более 75 процентов, - рассказал Анатолий Рудый. - Фактически это учреждения в большинстве своем или в деревянном исполнении, или в достаточно плачевном состоянии, которые требуют больших капиталовложений.
Сейчас главная забота ведомства: решить проблемы сотрудников закрывающихся колоний. Бросать на произвол судьбы никого нельзя. Часть учреждений включили в программу упразднения градообразующих предприятий, люди получают сертификаты на жилье, переезжают к новому месту жительства. Как сообщается, под эту программу подпадают около 2 тысяч сотрудников ведомства.
Снижение числа "постояльцев" казенных домов обычно объясняют изменением политики в сфере наказаний: сегодня за решетку стараются отправлять лишь в самом крайнем случае, когда иначе нельзя. Например, больше половины осужденных, находившихся в колониях в прошлом году, имели срок больше 5 лет. Только за убийство сидели 150 тысяч человек, это примерно каждый четвертый заключенный.
За незначительные преступления стараются наказывать гуманными методами. Сейчас активно применяются ограничение свободы, исправительные работы, штрафы и другие альтернативные наказания, не предусматривающие заключения.
Кстати, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в прошлом году были осуждены 719 тысяч человек, из них реальное лишение свободы получили около 210 тысяч человек. Правда, число арестов при этом растет уже три года подряд. Поэтому в столичных следственных изоляторах даже возник перелимит. Однако рост арестов до сих пор не особо отражался на общей численности заключенных. Она падала, так как за решеткой идет постоянное движение: кто-то садится, кто-то выходит. Есть ли вероятность, что тенденция к сокращению тюремного населения скоро изменится? Статистка показывает, что, хотя арестов становится больше, число осужденных уменьшается. Соответственно, меньше людей получает и реальное лишение свободы. Так что пока прибавления сидельцев в колониях не предвидится.