Вчера на заседании научно-консультативного совета при Верховном суде России прошла горячая дискуссия по проекту поправок в постановление Пленума Верховного суда о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами. Цель готовящихся поправок - привести практику в соответствие с реалиями времени. Сегодня наркоторговцы все чаще используют информационные технологии. Они уже не встречаются лицом к лицу с покупателям, не передают товар и деньги из рук в руки. Вместо этого созваниваются или связываются по Интернету. Покупатель переводит деньги, а потом получает сообщение, где взять наркотики.
А обычные люди, далекие от мира дурмана, порой спрашивают: что за игра такая у странных молодых людей, шарящих по кустам или заглядывающих под подоконники первых этажей. Все просто: наркоманы ищут товар.
Придумывая такие схемы, наркоторговцы надеялись стать неуязвимыми.
К счастью, их расчет не оправдался. Правоохранители научились ловить и таких.
Вот свежий пример: в Москве сотрудники наркоконтроля на днях задержали двух женщин - мать и дочь, - организовавших торговлю героином удаленным способом. 54-летняя мать и 19-летняя дочь расфасовывали героин, предварительно смешивая его с сахаром для увеличения объема, а затем сбывали на западе столицы с помощью тайников. Средний вес одной героиновой "закладки" составлял около 10 граммов.
Установлено, что организатором преступного бизнеса является мать, которая вовлекла свою безработную дочь. Женщины разработали даже систему конспирации. Чтобы не привлекать излишнего внимания, наркоторговки делали "закладки", гуляя с коляской, где спал 6-месячный малыш. Или выгуливая бойцовую собаку.
- В ходе личного досмотра у женщины обнаружено и изъято около 250 граммов наркотика, а также список мест-тайников, где она собиралась оставить закладки с указанием конкретных адресов и массы наркотика, - сообщают в наркоконтроле. Обе женщины арестованы.
Однако, по словам правоведов, на практике возникла проблема, как именно оценивать такую продажу. Здесь есть юридическая тонкость: на практике под сбытом понимается ситуация, когда один продал, другой купил. Предполагалось, что второй человек должен взять в руки незаконную покупку. А что если покупатель до тайника не дошел, как это понимать юристам?
Обычному человеку, конечно, здесь все ясно: торговец он и в Интернете торговец. Не важно, продает преступник наркотик в подворотне или закладывает товар в тайник. Но у юристов другой взгляд: они не терпят никакой двусмысленности в букве закона. Поэтому им требуются особые пояснения, что понимать под сбытом в новых условиях. Иначе наркоторговцы могли пойти по более мягкой статье, как только пытавшиеся совершить преступление, но де-юре еще не совершившие его.
Сейчас Верховный суд намерен прописать такие формулировки в постановлении, чтобы не оставалось никаких сомнений: даже закладка зелья в тайник - это уже сбыт, то есть преступление совершено. В частности, обсуждается такая поправка: реализация наркотиков "может быть осуществлена любыми способами, в том числе путем непосредственной передачи приобретателю, введения инъекции, проведения их закладки в обусловленном месте, пересылки почтовым отправлением". Вчера, правда, по этому поводу разгорелись споры, надо ли так радикально менять подходы. "Десятилетиями считалось, что сбыт - это фактическая передача", - сказал, например, один из выступавших. Впрочем, в итоге большинство ученых-юристов поддержали новый подход.
Доказательствами, что человек не просто прятал зелье, а именно продавал его, могут быть расфасованные пакеты. Если гражданин взял за труд аккуратно разделить героин на мелкие порции, ведь он же это неспроста делал. Кроме того, против него будет свидетельствовать и наличие договоренностей о купле-продаже. Современная техника позволяет их зафиксировать, так что вовсе не обязательно ждать, когда товар окажется в руках покупателя.
Об этом, кстати, тоже вчера говорили на научно-консультативном совете: разве разумно из-за какой-то казуистики ждать, пока наркоман примет дозу, чтобы жестче наказать наркоторговца? Еще один интересный момент: при рассмотрении дел о торговле наркотиками предлагается ввести тот же принцип, что по делам о взятках: преступление считается оконченным даже несмотря на то, что правоохранители взяли с поличным и изъяли товар. Ведь и взяточник толком не успевает подержать деньги, ему все равно вменяют полную взятку.