Роскосмос: На корабле "Прогресс" произошла разгерметизация

Специалисты продолжили попытки восстановить управляемость космического грузового корабля "Прогресс М-27М". Вопрос о возможной его стыковке с МКС уже не стоит: корабль потерян.

Как заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров, у транспортно-грузового корабля отказали отдельные элементы и узлы. Кроме того, специалисты выявили отсутствие герметичности магистрально-блоковой двигательной установки. Так что главная задача теперь одна: безопасно свести "грузовик" с орбиты и затопить его в Тихом океане.

Глава Роскосмоса заявил: "Орбиту корабля мы контролируем, и обо всех событиях будем сообщать". Однако неудачный запуск ни в коей мере не означает прекращение использования ракеты-носителя "Союз".

- То, что произошла нештатная ситуация, не может поставить крест на эксплуатации ракет этого семейства. Такой статистики с положительными показателями не имеет ни одна ракета-носитель в мире: 1800 запусков, надежность на уровне и даже выше уровня ракет-носителей других государств - 97,3 процента, - подчеркнули в ведомстве.

Напомним: "Прогресс М-27М" стартовал с космодрома Байконур во вторник. По словам специалистов, телеметрия с "грузовика" пропала за 1,5 секунды до его отделения от ракеты-носителя. Сам корабль, по имеющейся информации, улетел на 30 километров выше расчетной орбиты. Естественно, у всех один вопрос: что произошло?

Версий много. И пока ни одна не получила однозначного подтверждения. Как сказал первый заместитель главы Роскосмоса Александр Иванов, причиной аварии могла стать нештатная ситуация в момент разделения ракеты и корабля.

Так, эксперты рассматривают разгерметизацию "Прогресса" в результате некорректной работы третьей ступени ракеты-носителя: именно она, по мнению некоторых специалистов, могла придать кораблю чрезмерный импульс, а из-за этого мог повредиться его корпус. Как говорят спецы, анализ параметров орбиты показывает: две ступени ракеты отработали штатно. Сбой произошел на этапе работы третьей. Из-за этого корабль оказался на орбите выше расчетной. Кроме того, происходит сильное вращение его вокруг своей оси - скорость около 90 градусов в секунду. С Земли неоднократно посылали команду на включение основного двигателя "Прогресса", однако он не срабатывает.

Вместе с тем сотрудники объединенного центра космических операций на авиабазе США Ванденберг в Калифорнии обнаружили 44 обломка неизвестного происхождения на орбите в районе корабля "Прогресс М-27М". Сам по себе факт мало о чем может сказать. Но, как говорится, информация к размышлению.

Как могут развиваться события? Если связь с "Прогрессом" так и не будет установлена, корабль может сойти с орбиты 5-7 мая. За два дня до этого будет примерно известен район, над которым это произойдет. Если удастся наладить контакт, то спуск будет управляемым. То есть с минимальным риском. Впрочем, как считают эксперты, волноваться, что какой-то обломок из космоса свалится на голову, не стоит: все должно сгореть в плотных слоях атмосферы.

Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков / Наталья Ячменникова

Выводы о том, что случилось с "Прогрессом М-27М", делать рано. Идет анализ ситуации: создана комиссия по расследованию. Первые выводы она должна озвучить уже 13 мая. И только после этого будет принято окончательное решение о следующем пилотируемом запуске. Старт пилотируемого космического аппарата "Союз ТМА-17М" ранее запланирован на 26 мая.

В любом случае обидно. После стольких за последние годы провалов в российском космосе только-только стали набирать обороты, пошла хорошая статистика. И опять - авария! Корреспондент "РГ" поинтересовался у серьезного западного аналитика: как они относятся к таким ЧП? Ответ был однозначный: с пониманием. Можно сколько угодно злорадствовать, но от отказов техники не застрахован никто и никогда. И это правда. Достаточно вспомнить прошлый год, когда только за одну неделю за океаном потеряли сразу два космических аппарата: ракету и частный космический корабль.

К счастью, сегодня мы можем открыто говорить о наших неудачах. Обсуждать их и искать пути решения. Вот недавно отмечали юбилей выхода в открытый космос Алексея Леонова. Полвека прошло после этого подвига! И лишь совсем недавно сам космонавт признался: три или четыре ситуации в том полете были смертельными... Но о них до сих пор молчали. Говорят: у каждой аварии есть своя фамилия, имя и отчество. Но главное, не наказать виновного, а докопаться до истины. Этого принципа всегда придерживался легендарный Главный конструктор Сергей Королев. Кстати, о том же самом говорит сегодня руководитель Роскосмоса Игорь Комаров. Недавно на "Деловом завтраке" в "РГ" с ним состоялся такой диалог:

- Всех доконала авария 2013 года, когда Россия потеряла сразу три новейших спутника ГЛОНАСС. Пошли разговоры: это диверсия, не могут так часто наши спутники падать, а ракеты - не взлетать. Следствие назвало виновного. Спутники перестанут падать? - задали вопрос журналисты "РГ".

- Непосредственная причина аварии 2013 года: неправильная установка датчика угловых скоростей. Грубо говоря, он был поставлен "с ног на голову", - ответил Игорь Комаров. - Я сам смотрел: там даже есть паз специальный, чтобы исключить неправильную установку. Так что датчик, видимо, просто забили. Следственный комитет России обвинил контролера Центра имени Хруничева: не заметил ошибки при монтаже.

- Поменяли человека, взяли другого, сделали так, что теперь "забить" датчик невозможно? - добивались мы.

- Если вы думаете, что на этом все облегченно вздохнули, конечно, нет, - сказал руководитель космического ведомства. - На одном из семинаров мы проводили тестирование. Главным был вопрос: от чего все проблемы в космической отрасли? Примерно 76 процентов руководителей ответили: в системе управления.

Следующим после "Прогресса М-27М" должен стартовать "Прогресс М-28М", запуск которого намечался на 6 августа. Для обеспечения МКС ежегодно запускается четыре грузовых корабля "Прогресс". Каждый "грузовик" доставляет на станцию более 2,5 тонны грузов. Сейчас на МКС запасов хватит на три месяца.

- Мы проведем корректировку запусков двух "Прогрессов" в этом году: один будет поставлен на третий квартал, и второй - на четвертый", - пояснил Александр Иванов.

Сейчас МКС ничего не угрожает, "Прогресс" находится на более низкой орбите. Первый заместитель генконструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев рассказал, что общался с космонавтами на МКС. Они обеспокоены ситуацией, но готовы и дальше согласно плану выполнять программу, на научных экспериментах и годовой экспедиции это происшествие не отразится.

мнение

Владимир Уваров, генерал-майор запаса:

- Все последние космические аварии стали возможны из-за отсутствия специального контроля за подготовкой аппаратов: от изготовления деталей и комплектующих до последнего этапа - пуска. Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Военную приемку на космические производства вернули. Но в режим эффективной работы она, похоже, еще так и не вошла.

Между тем

Страховка полностью покрыла стоимость космического грузовика "Прогресс М-27М" и ракеты-носителя "Союз-2.1а", составившую почти 2 млрд рублей. По словам Игоря Комарова, "сама матчасть (то есть корабль с ракетой) стоили около 1,986 млрд рублей, это совпадает со стоимостью страховки". Общие же расходы на запуск составили примерно 2,6 млрд рублей.