29.04.2015 20:39
    Поделиться

    В Свердловской области подрядчиков капремонта выберет компьютер

    Система сбора средств в фонд капитального ремонта с жильцов многоэтажек в Свердловской области заработала в конце прошлого года, и в целом уральцы демонстрируют неплохую платежную дисциплину: 75 процентов исправно платят взносы. Однако опросы фиксируют по-прежнему высокий уровень недовольства населения состоянием дел в коммунальной сфере. Что намерены предпринять власти, чтобы переломить ситуацию, как планируют организовать и контролировать капремонт домов и бороться с теми, кто портит имидж отрасли, на деловом завтраке в Уральском филиале "РГ" рассказал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

    Снести нельзя отремонтировать

    Николай Борисович, несмотря на разъяснительную работу, население по-прежнему плохо разбирается в новых правилах проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Что с этим делать?

    Николай Смирнов: Действительно, проблема недостаточной информированности существует, а отсюда и недовольство граждан. Одна из главных причин - недостаточная активность органов местного самоуправления. Именно местные власти - те, кто ближе всех к жителям, - должны четко и ясно давать им разъяснения. Если потребуется - буквально по каждому дому: когда, в какие сроки будет отремонтирован дом, сколько средств понадобится на его ремонт и так далее.

    Кроме того, к сожалению, в части общества сохраняется нигилизм. Всегда найдутся те, кто скажет: "Нет, мы против!" - и откажутся платить. Веским аргументом для них, я думаю, станет выполнение государством своих обещаний: уже нынешним летом люди увидят, что в части домов начался капремонт. Мы также намерены показать, что благодаря этой системе ускорим переселение жителей из ветхих домов.

    Каким образом?

    Николай Смирнов: Региональный фонд содействия капитальному ремонту и областное министерство энергетики и ЖКХ взяли на себя функции органов местного самоуправления и собственников жилья по включению домов в программу переселения граждан из аварийного жилья. Специализированные организации, нанятые фондом, во время обследования домов могут принять решения об исключении некоторых зданий из программы капитального ремонта. Далее эти дома автоматически попадут в список аварийного жилфонда и будут подлежать расселению.

    Этот процесс уже идет?

    Николай Смирнов: Да. Все дома, которые должны быть отремонтированы в 2015 году, уже обследованы. В середине мая будут приняты решения о целесообразности их ремонта.

    В марте, чтобы привлечь внимание к проблеме аварийного жилья, депутат свердловского Заксобрания Дмитрий Ионин на несколько дней переселился в старый барак в Серове. Этот дом обследован?

    Николай Смирнов: Этого здания нет в плане капремонта на 2015 год, поэтому обследованию оно пока не подлежит. Надо понимать, что стремление во что бы то ни стало попасть в программу переселения из аварийного жилья не обязательно приведет к улучшению условий жизни людей. Есть три варианта отселения граждан. Первый - предоставление нового жилья. Сейчас в рамках реализации указа президента РФ мы должны отселить всех жителей, проживающих в аварийных домах, признанных таковыми на 1 января 2012 года. Пока эти жители не переедут в новые квартиры, то есть до конца 2017, дальше программа не двинется. Затем очередность такая: чем раньше дом признан аварийным, тем быстрее будет расселен. Второй вариант - выделение помещения в маневренном фонде. Давайте говорить откровенно: во многих населенных пунктах такого фонда либо вообще нет, либо его качество ненамного лучше тех помещений, из которых туда переселяют.

    Остается третий вариант, и мне не хотелось бы, чтобы он стал самым распространенным. Это выплата собственникам помещений выкупной цены аварийного помещения с запретом проживания в прежнем жилье. К примеру, цена квартиры, в которой жил депутат Ионин, - 250 тысяч рублей. Можно ли на них купить себе новое жилье?

    Подрядчика выберет компьютер

    Каков объем финансирования программы расселения аварийного жилья в Свердловской области?

    Николай Смирнов: Мы уже израсходовали на эти цели почти 10 миллиардов рублей. За 2015-2018 годы направим еще более семи миллиардов. В нынешней экономической ситуации это исключительно бюджетные деньги. Отмечу, это одно из немногих направлений в бюджете области, которое ни разу не было секвестрировано.

    В прошлом году вы призывали глав муниципалитетов организовать паспортизацию домов. Как вы считаете, справились они с этой задачей? Есть ли объективная картина состояния жилфонда в области?

    Николай Смирнов: Когда началась актуализация программы капремонтов, региональный фонд как раз столкнулся с тем, что технические паспорта многих домов, на основании которых муниципалитеты разрабатывали свои планы, не соответствуют действительности. Например, в них может быть не отражен ремонт, проведенный за счет собственников. Либо наоборот: ремонт сделан только на бумаге. Именно поэтому сейчас проводится повторное обследование.

    Обязанность проводить паспортизацию и дважды в год актуализировать данные лежит на управляющих компаниях, но очень часто ею пренебрегают. Кстати, сейчас из-за этого УК могут не получить лицензии. Уже есть такие примеры.

    Каким образом планируется выбирать подрядчиков для проведения капремонта?

    Николай Смирнов: Фонд заключил соглашение с Газпромбанком, который специально для нашего региона бесплатно разработал электронную площадку для проведения торгов по капремонту. Здесь не действует 44-й федеральный закон, однако порядок отбора подрядных организаций максимально приближен к нему. Главное отличие - существенно сокращены сроки проведения конкурсной процедуры. Сейчас в проекте 12 критериев отбора подрядной организации. Цена - только один из них, и, хочу подчеркнуть, не самый важный. Основные - опыт работы компании, наличие квалифицированного персонала, специальной техники и так далее. Выбор организации идет в автоматическом режиме, и никто не может на него повлиять: анализирует данные и выносит решение машина. Коррупция при таком подходе исключена.

    А как обеспечивается качество работ?

    Николай Смирнов: Одно из условий заключения договоров - все работы должны выполняться без аванса, предусмотрены также залоги. Еще один важный момент: три процента от суммы контракта замораживаются на счете фонда до окончания гарантийных обязательств (3-5 лет, в зависимости от вида ремонта): даже если подрядчик пропал куда-то, недостатки будут устранены за счет этих средств.

    Кроме того, в договорах с подрядчиками значится, что по окончании ремонта они обязаны обойти всех собственников квартир в доме, подписать ведомость с замечаниями и устранить их. Работа оплачивается только при наличии такой ведомости.

    Вы не опасаетесь, что в регионе может просто не оказаться нужного количества подрядных организаций, соответствующих таким критериям?

    Николай Смирнов: В первый год не опасаюсь: на 2015-й у нас запланирован небольшой объем ремонта, но в будущем он будет нарастать. И в этой связи необходимо, чтобы в области увеличивалось количество организаций, способных выполнять ремонт качественно, чтобы между ними была здоровая конкуренция.

    Плюс к бюджету

    Включает ли программа капремонта мероприятия по повышению энергоэффективности?

    Николай Смирнов: Взимаемая с жителей плата - 8,2 рубля за квадратный метр - это минимальная ставка для проведения качественного ремонта качественными материалами. Если использовать более дорогие материалы, этих средств будет недостаточно, но при желании собственники могут собрать деньги дополнительно. Есть и вариант привлечения средств из внебюджетных источников - на те проекты, которые имеют обозримый период окупаемости (3-7 лет). Скажем, сейчас в Екатеринбурге реализуется проект перевода системы теплоснабжения на закрытую схему. Устанавливать теплопункты в рамках этой программы вполне реально за счет частных инвесторов. Единственное условие: жители должны дать на это согласие.

    Мы с вами говорим о локальных проектах, реализуемых по типу энергосервисных контрактов. Почему эта вроде бы понятная и уже обкатанная схема приживается с таким трудом?

    Николай Смирнов: Никто не мешает их заключать. Однако в жилом фонде есть своя специфика: в одном доме могут проживать сто собственников. Если они не договорятся между собой и выпадет хотя бы один, банк кредит инвестору уже не даст. Именно поэтому энергосервисные контракты наиболее успешно работают там, где один собственник, например, при модернизации уличного освещения.

    Впрочем, в многоквартирных домах тоже находятся активисты, которые организуют соседей и реализуют подобные проекты. В целом в регионе 2,5 тысячи домов открыли спецсчета - это около девяти процентов от всего жилфонда. Правда, идет и обратный процесс: два дома приняли решения закрыть счета и копить средства в "общем котле" - региональном фонде содействия капремонту.

    Потеплели отношения

    Вы уже упоминали, что началось лицензирование управляющих компаний. Этот механизм призван повысить их ответственность перед собственниками за качество управления домом. В результате в некоторых регионах УК уже начали отказываться от проблемных домов. В Свердловской области есть такая проблема?

    Николай Смирнов: Она особенно актуальна там, где старый жилфонд. В Свердловской области тоже есть территории, например Ирбит, Камышлов, где сохранились дома, построенные еще в XIX веке, и УК начали "сбрасывать" такие здания: бизнес пытается обезопасить себя. Поэтому задача органов местного самоуправления - организовать работу УК так, чтобы часть старого жилфонда они оставили за собой, разумно перераспределяя затраты за счет экономии средств на обслуживании нового.

    Меняется ли качество работы управляющих компаний?

    Николай Смирнов: За последние два-три года оно значительно выросло. Уменьшилось число жалоб, сменилась и их тональность: пропала злость. Если раньше люди часто жаловались на отсутствие услуги (нет воды, нет тепла), то сейчас они предъявляют претензии к их качеству. И формулируют уже по-другому: ненормативная температура теплоносителя, почему не отключают батареи после наступления теплой погоды и т.д. Или, например, жалуются на директора управляющей компании, который не пришел на общее собрание, а отправил мастера.

    Но даже относительно небольшое количество недобросовестных УК "мажет" черным весь сектор ЖКХ. Я надеюсь, что в результате лицензирования и последующего отзыва лицензий за год-полтора рынок станет чище.

    Еще несколько лет назад представителям свердловского минэнерго, и вам в том числе, приходилось "тушить пожары" на местах: в случае коммунального ЧП выезжать в малые города, возглавлять там антикризисные штабы и даже жить неделями до устранения ЧП. Сейчас готовы поехать?

    Николай Смирнов: Мы регулярно выезжаем в муниципалитеты в плановом порядке. В экстренном выезде необходимости нет. Еще четыре года назад Екатеринбург называли "долиной гейзеров", а сегодня мы об этом забыли. Планомерная замена магистральных и внутридомовых сетей приносит результаты. Кроме того, главы муниципалитетов и местные администрации научились быстро и четко устранять возникающие нарушения. Конечно, порывы сетей случаются, но, как правило, они устраняются так, что жители этого не замечают.

    Поделиться