Жители регионов снова пожаловались на электрички

С началом дачного сезона, а особенно в пик майских праздников, нагрузка на электрички традиционно возрастает. Естественно, их отсутствие или сокращение числа вагонов в поездах вызывают недовольство среди пассажиров, отметил замгенерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. При этом автобусы с таким пассажиропотоком справиться не в состоянии. Плюс в это время на автодорогах растет количество личного автотранспорта. Ситуация с пригородными перевозками продолжает оставаться проблемной и требует оперативного решения, настаивает он. "РГ" решила провести свое расследование, как подорожала поездка в электричке и где ее приходится брать штурмом.

Дорогими станут электрички в Самарской области: там с 1 мая вырастет стоимость проезда в пригородных поездах. Так решили в региональном правительстве. Билет на электричку подорожает максимум на 11,4 процента, а при использовании транспортной карты - на семь. Повышение объясняется возросшими затратами на осуществление деятельности "Самарской пригородной пассажирской компании" (СППК) и ростом тарифов на услуги железнодорожников. Для их компенсации власти и пошли на непопулярную меру - подняли максимальные уровни тарифов. Кроме самих пассажиров дополнительные затраты понесет и региональный бюджет.

На организацию работы электричек казна выделит 228 миллионов рублей. Первый вице-губернатор - председатель правительства Самарской области Александр Нефедов отметил, что, хотя это решение полностью экономически обоснованно, оно неизбежно вызовет рост расходов граждан, а потому потребовал от министерств и СППК провести разъяснительную работу с населением.

Напомним, что с 1 января в Самарской области отменили 17 пригородных поездов, с 7 февраля восстановили движение лишь по трем направлениям. Железнодорожники и сегодня не берутся успокаивать жителей области и обещать, что вернут все поезда даже в связи с повышением платы за проезд в них.

Подорожал проезд и в Тульской области. С 10 апреля в регионе действует новый тариф на перевозки в пригородных поездах. Он увеличился с 16,5 рубля до 20 рублей 60 копеек. В конце 2014 года компания-перевозчик, обслуживающая регион, обратилась в областной комитет по тарифам с предложением об установлении тарифа на уровне 50 рублей 15 копеек. По словам председателя комитета Дмитрия Васина, компания в полном объеме не представила необходимые материалы по экономическому его обоснованию, а потому цены подняли в соответствии с уровнем инфляции. Примечательно, что пассажиры, участвовавшие в опросе на сайте областного правительства, согласились на повышение цен и до 50 рублей - лишь бы электрички в преддверии дачного сезона оставили.

В Саратовской области с середины марта проезд в одной зоне повысился с 15 до 19 рублей, а по территории Саратова - с 18 до 23 рублей. В регионе планируется восстановить 12 маршрутов электричек, которые до начала прошлого года обслуживала пассажирская пригородная компания "Черноземье".

Во время Прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным житель Балашова пожаловался на отмену пригородных поездов до областного центра: "Как учиться молодежи из деревень, когда нет электричек?".

Как признал министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Чуриков, восстановить маршруты, обслуживаемые пассажирской пригородной компанией "Черноземье" на западе региона, пока не удалось. Из 42 электричек железнодорожники оставили только четыре. Причина в том, что компания-перевозчик не смогла договориться с областным правительством по размеру экономически обоснованного тарифа на пригородные перевозки. А это сказывается на компенсации, которую перевозчик получает из бюджета.

- Предполагается, что будут восстановлены поезда на участках Балашов-Елань, Балашов-Обловка, Балашов-Поворин, где отмена пригородного сообщения вызвала значительное число обращений граждан. Кроме того, прорабатывается вопрос о восстановлении маршрута Саратов-Ртищево-Балашов. Переговоры находятся на завершающей стадии. В любом случае жители Балашовского района не отрезаны от областного центра - транспортное сообщение обеспечивается с помощью автобусов, - успокаивает Чуриков.

Как объяснили в областном министерстве транспорта, электрички по этим маршрутам должен пустить другой перевозчик, работающий на территории региона - Саратовская пригородная пассажирская компания.


Автор:Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков / Александр Шинкин

В Вологодской области тоже есть проблемы с проездом. В феврале там вновь запустили 12 ранее отмененных маршрутов. Но до сих пор не решен вопрос с восстановлением пригородных поездов Вологда-Данилов, Череповец- Бабаево, Вологда-Вожега. Замгубернатора Вологодской области Андрей Луценко встречался с представителями компании-перевозчика. Стороны не договорились. В бюджете региона нет средств на компенсацию убытков перевозчика.

Жители высказывают недовольство. Они просят вернуть еще пару электричек на Вожегу и обратно или изменить расписание той, которая курсирует сейчас. Дело в том, что по расписанию поезд в Вологду из Вожеги приходит вечером, а обратно уходит утром. Людям неудобно. Чтобы сходить, например, в поликлинику, нужно ночевать в Вологде, тратить деньги на проживание. Эта проблема актуальна, особенно для жителей станции Семигородняя Харовского района. В начале года, когда отменили все электрички, ежедневно стал ходить автобус. Но когда поезда восстановили, автобусный маршрут сократили .

Пензенские дачники столкнулись с другой проблемой: электрички ходят, но в них не хватает мест. Поезда приходится буквально брать штурмом, как это произошло в минувшие выходные. Люди, годами привыкшие добираться до своих шести соток по железной дороге, не смогли сесть на поезд Пенза-Пачелма. На станцию прибыло всего... два вагона. Наиболее упорные садоводы, с рюкзаками за плечами и переросшей рассадой под мышкой, свисали с подножки, пытаясь протиснуться хотя бы в тамбур. Но тщетно. На перроне оставались еще более сотни человек. У большинства на руках были купленные билеты. Но воспользоваться ими они не смогли. Кто-то предложил перекрыть железнодорожные пути. На станцию даже вызывали транспортную полицию.

К уговорам примкнул начальник станции и областные чиновники. Зампред пензенского правительства с помощниками из регионального министерства пытались объяснить землякам, почему их так "прокатили". В результате поезд все-таки ушел из Пензы, хотя и с опозданием. Обошлось без протоколов и административных взысканий. В тот же день в обратном направлении к паровозу прицепили еще два дополнительных вагона.

В случившемся региональные власти винят нерасторопных железнодорожников. Якобы они не учли начало дачного сезона. Представители перевозчика полагают, что ответственность полностью лежит на организаторе пригородных перевозок - местной власти. Как пояснили в Башкортостанской пригородной компании, обслуживающей маршрут, в тот день было подано два вагона в соответствии с заключенным договором. Это минимум, за который согласился платить регион, дотируя железнодорожные перевозки.

- Объемы по пригородным перевозкам находятся на согласовании. Пока я не готов их озвучить. Действительно, мы обслуживаемся по минимуму, но в договоре есть пункт, который предусматривает изменение объемов перевозок при увеличении пассажиропотока, - уточнил начальник управления транспортного обслуживания Пензенской области Алексей Мещеряков.

Подлили масла в огонь и чиновники мэрии Пензы. Они решили сэкономить на дачных автобусах. Маршруты оказались под угрозой срыва из-за банкротства муниципального автотранспортного предприятия. После долгих переговоров автобусы все-таки выпустят в рейс позже обычного - 1 мая, тоже в усеченном виде. На дачу на автобусе можно будет добраться три раза в неделю. При этом стоимость проезда в них подорожала с 45 до 134 рублей по самому длительному поясу. Льготы предусмотрены, но дачники недовольны механизмом их предоставления. Скидку получат только обладатели специальной транспортной карты, которую выдают по удостоверению садовода. Оно нашлось далеко не у всех. Неудивительно, что пензенские дачники ринулись на железнодорожный вокзал.

На Урале - совсем другая картина, дачникам можно особо не волноваться. Например, в Челябинской области для них дополнительно запустили четыре новых маршрута. Особенно "усилено" направление, соединяющее Челябинск с Верхним Уфалеем. Именно вокруг этого маршрута зимой нынешнего года разгорелся скандал, когда здесь было отменено несколько электропоездов. Все электрички вернули на линию, а к началу дачного сезона увеличили не только количество рейсов, но и число вагонов. С четырех до шести.

В Свердловской области благодаря настойчивости местных жителей с марта была запущена электричка, соединяющая города Сухой Лог и Каменск-Уральский, которую вычеркнули из расписания еще в январе 2014 года. Расстояние между городами - 90 километров, и прямого сообщения, кроме отмененного электропоезда, - нет. А в Каменск-Уральском находятся несколько межрегиональных медицинских центра: перинатальный, кардиологический, онкологический.

- Чтобы попасть к онкологу, необходимо было либо ехать с пересадками и тратить 4 часа, либо на такси за три с половиной тысячи. А ни сил, ни денег нет - рассказывает жительница города Сухого Лога Надежда Окулова. - Больше года мы писали жалобы в правительство региона. И вот электричку вернули, причем прибывает она в Каменск-Уральский в очень удобное время - в девять утра. Нарадоваться не могу.

По данным пресс-службы Свердловской пригородной компании, на дачный период на Среднем Урале вводятся дополнительно 14 летних маршрутов электричек, дополнительные вагоны прикрепляются к 46 электропоездам.