В Севастополе возродят вино древнего Херсонеса

У севастопольских виноделов есть возможность возродить сорт винограда, который выращивали древние греки-херсонеситы. Об этом рассказал журналистам председатель Ассоциации виноградарей и виноделов "Севастополь" Павел Швец.

По его словам, этот сорт винограда был обнаружен сотрудниками института "Магарач" на остатках древнегреческой хоры. По описанию он похож на пино-нуар.

- Весь современный Севастополь был во времена Херсонеса гигантским виноградником - древнегреческой хорой, и с античного периода там остался виноград, - говорит Швец. - Его нашли в советские времена, идентифицировали как vitis vinifera (евразийский сорт винограда) и назвали  "херсонесский". Никто не вкладывал деньги в исследования ДНК и не пытался определить, от чего этот сорт произошел, к какой ветви он ближе. Но это можно сделать.

Сорт "херсонесский" хранится в коллекции "Магарача". Если его размножить и высадить виноградник, то  можно получить вино, которое изготавливали древние греки.

- В Греции этих сортов уже не осталось, они смешались с другими сортами, - отметил винодел.

Он считает, что севастопольским виноделам необходимо выращивать автохтонные сорта, чтобы выходить на мировой рынок. В Крыму всего 70 автохтонных сортов, самые известные из них - Кокур, Эким кара (Кефесия), Джеват-Кара. Многие из крымских сортов представлены двумя-тремя кустами и могут быть вовсе утеряны.

- Какое вино из них получится - мы пока не знаем, - говорит Павел Швец. - Прежде чем производить вино, надо накопить научную базу, проводить исследования, где лучше себя чувствует тот или иной сорт, на каких почвах, экспозициях.

Для этого необходим питомник в севастопольской зоне, который выращивал бы около миллиона саженцев в год, и он уже создается.  Кроме этого, на виноградниках надо квотировать высадку 20 процентов автохтонных сортов, считает эксперт. Это необходимо для самоидентификации севастопольских виноделов.

- Это необходимо не только в научных целях, но и чтобы нас начали ценить в мире, - говорит он. - Нас никто не ждет за границей с каберне, нас ждут с нашими сортами. Поэтому мы должны их возродить и с ними поработать.