Как отмечает завотделом Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев, замедление роста ВВП в РФ началось еще до ввода санкций, и особое беспокойство вызывает тот факт, что впервые с 1990-х российская экономика падает в то время, как мировая устойчиво растет. Вывоз капитала в 2014 году превысил уровень кризисного 2008-го. Неудивительно, что на этом фоне прогнозы экономистов в основном пессимистические. При этом варианты развития, на которые возлагались большие надежды, пока не оправдывают ожиданий - разворот экспортных потоков в Азию, программы импортозамещения и т.д.
- Компании, которые пошли на восточные рынки, быстро поняли: там денег мало и они существенно дороже, чем на Западе, - отмечает эксперт.
Основной удар по реальному сектору нанес не запрет на поставку продукции, а резкое сокращение прямых иностранных инвестиций и снижение возможностей кредитования.
- Если у нас продолжится "засуха" на рынке капиталов, импортозамещения не будет, - констатирует Сергей Афонцев. - Главное, что должна производить российская экономика, чтобы быть конкурентоспособной, - это длинные деньги (на 10-15 лет). Но пока этого нет и в ближайшее время не предвидится.
Опрос Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) подтверждает: среди негативных факторов, влияющих на экономическое положение предприятий и их инвестиционную активность, на первой позиции - недоступность финансовых ресурсов. Как рассказала исполнительный вице-президент СОСПП Марина Вшивцева, дефицит средств для уральского бизнеса сегодня более значим, чем высокие тарифы естественных монополий и бюрократические барьеры, тогда как в 2013-2014 годах их оценивали примерно одинаково. Неудивительно, что в этих условиях предпринимательское сообщество возлагает большие надежды на господдержку - в первую очередь в виде налоговых льгот и субсидий.
По мнению ученых-экономистов, в период кризиса помощь государства особенно важна для развития бизнеса, но необходимо в корне изменить подходы.
- Мы постоянно кого-то поддерживаем, то малый бизнес, то инновации, но неэффективно. Нужно поддерживать группы фирм не ради них самих, а ради решения конкретных проблем с их помощью. Например, не пытаться вырастить в моногороде чудо-предприятие, а пригласить на территорию того, кто и сам намерен развиваться, - предлагает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Юданов. - Необходима новая парадигма, подлинное ГЧП: нужно присоединиться к эффективно развивающемуся, естественным образом выработанному направлению рынка. Стране требуются не предприниматели вообще, а успешные. Для этого необходимо использовать и распространять компетенции лучших компаний.
По мнению экспертов, успешному взаимодействию бизнеса и власти и на федеральном, и на региональном уровнях мешает взаимное недоверие. Хотя, как показало исследование Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, предприниматели отмечают: после 2008-2009 годов в политике государства начался "поворот к бизнесу". Лучше других это ощутил крупный бизнес, у которого объективно больше возможностей получить "доступ к власти". Малый же и средний, работающие непосредственно в регионах, оценивают бизнес-климат не слишком позитивно.
К сожалению, констатировали ученые, у региональных властей недостаточно рычагов для решения целого ряда проблем. Так, они не оказывают существенного влияния на кредитную политику банков и вообще не имеют возможностей для снижения таможенных барьеров, которые, наряду с санкциями, валютными скачками и дороговизной кредитов, существенно ограничивают внешнеэкономическую деятельность. Впрочем, по словам профессора Российской экономической школы Натальи Волчковой, наиболее востребованы бизнесом инструменты господдержки, снижающие риски: так, экспортеры оценивают их выше, чем прямую финансовую поддержку.
В сложившихся условиях, когда очень велико негативное влияние внешних факторов, экономисты советуют субъектам РФ перенести основное внимание на ближайших соседей.
- Внешние ограничения нужно восполнять за счет внутренних ресурсов - кооперации, межрегионального сотрудничества, - предлагает профессор университета в Далласе и Российской экономической школы Шломо Вебер. - Разнородность российских регионов усиливает потребность в таком взаимодействии.
Власти многих субъектов уже придерживаются такой тактики. В частности, как рассказал министр экономического развития Пермского края Леонид Морозов, в регионе сравнили показатели экономического развития шести соседних областей и республик за десять лет, проанализировали и, опираясь на сделанные выводы, приступили к разработке новой модели экономического роста края. Одно из важных ее направлений - выявление совместных точек роста как отдельных предприятий, так и соседних регионов, цель которого - развитие внутрирегиональной и межрегиональной кооперации.
Отметим, что представители других регионов, к сожалению, активного интереса к научной конференции не проявили. Как предположили организаторы, власти уральских субъектов были заняты практическим воплощением идей экономистов.