Автором инициативы стало правительство. После обращения Конституционного суда РФ, оно решило разграничить категории лиц, которым никогда не стать усыновителями и которые должны иметь на это такое же право, как и не имевшие судимостей.
Как и в старой редакции закона, эмбарго остается для людей, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни, здоровья, чести и достоинства человека, а также против семьи и детей, общественной нравственности и безопасности. Сюда же отнесли педофилов, причем в отношении них не будет действовать градация по тяжести последствий.
Если же уголовное преследование за осужденным прекратилось по реабилитирующим основаниям, то такие бывшие заключенные тоже могут стать усыновителями. Главное, чтобы суд признал будущих родителей вменяемыми и не представляющими опасность как для ребенка, так и для общества.
Безусловно, это не единственные условия, которым придется соответствовать. Каждый случай суд будет рассматривать в индивидуальном порядке, и здесь главная задача - понять, насколько потенциальный опекун или усыновитель готов к такой ответственности и будут ли созданы все необходимые условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка.
Когда усыновление могло бы быть возможным, но закон это не позволял, первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк приводила такой пример. Дядя или отчим, с которым живет несовершеннолетний, участвует в потасовке или драке, после чего его судят и выносят условный или реальный срок. Но даже если человек исправляется и не представляет опасности для ребенка и общества, он все равно не может усыновить осиротевшего. Теперь ему дано такое право.
Причиной подобных поправок стал реальный случай с жителем Астрахани - его дело рассматривал Конституционный суд. На предыдущих судебных инстанциях ему отказали в праве на усыновление, так как мужчина провел в тюрьме четыре года. Как пояснили затем в КС, усыновление не распространяется на отчимов и мачех, но почему-то такое положение не касается ранее судимых.
На протяжении последних двадцати лет количество детей-сирот в стране постепенно сокращается. В 2014-м их было менее полумиллиона, из которых порядка 70 тысяч жили в интернатах, а остальные - на воспитании в семьях. Число последних за минувший год повысилось более чем на 60 тысяч человек.
Кстати
Заключенные теперь смогут встречаться в тюрьмах со священниками столько раз, сколько захотят. Для это нужно будет только письменное согласие служителя церкви. Такие послабления прописаны в поправках к Уголовному кодексу, которые начинают действовать также со 2 мая.
Ограничений несколько: встреча со священником должна длиться не более двух часов и проходить в поле зрения камер видеонаблюдения. Если заключенному понадобятся свечи, Библия или другие предметы, которые имеют отношение к ритуалу, то все это ему сможет предоставить сам священник.
Единственное, чего не смогут сделать осужденные в тюрьмах, - это выбрать конкретного служителя церкви. По закону, этим занимается пенитенциарное учреждение, которое самостоятельно заключает соглашение с официальными религиозными организациями. Ограничений в вере исповедания и, соответственно, приглашении священников разных религий нет.