Прощание с Майей Плисецкой пройдет в Германии

Прощание с великой балериной пройдет в Германии, а ее прах, согласно завещанию, развеют над Россией. Об этом рассказал гендиректор Большого театра Владимир Урин.

Он отметил, что прощание с Плисецкой состоится в кругу только родных и близких. Ранее в пресс-службе Большого театра сообщили, что зрители и артисты Большого театра почтили память Плисецкой минутой молчания.

Весь мир скорбит в связи с кончиной великой балерины. "РГ" приводит лишь некоторые слова тех, кто дружил и работал с Майей Плисецкой.

Поэт Евгений Евтушенко: То, что с нами нет теперь Майи - это огромная потеря. Не просто, скажем, потеря великой балерины - она была великой. Но это потеря удивительного человека - она была настоящей интеллигенткой, до мозга костей. И относящейся непримиримо к любым формам несправедливости, она выступала всегда по делу и по справедливости, и всегда была права. Она была настоящей и свободомыслящие актрисой, большой актрисой, большой русской легендой.

Она не занималась политикой, по-моему, никогда не была депутаткой и так далее. Но она была мыслящая, настоящая женщина, достойная подруга большого нашего композитора. И это, конечно, для него большая потеря. Я выражаю огромное соболезнование Родику (Родиону Щедрину - ред.), с которым мы, несмотря на то, что когда-то дрались, в общем как-то сблизились, почувствовали друг друга союзниками по многим вопросам...

Елена Андриенко, ведущая солистка Большого театра: Я хочу выразить соболезнования родным и близким, Родиону Константиновичу Щедрину и всем балетным людям. Искусство потеряло великую танцовщицу, что можно к этому прибавить? Плеяда великих балерин - Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева - уходит. Эти люди всегда были для нас примером.

С Майей Михайловной мы виделись давно, точно вспомнить дату не могу, события перемешались в голове после такой ужасной новости. Но я помню, что она постоянно приезжала в Большой театр на премьеры, интересовалась его жизнью, а в последний приезд зашла в класс и смотрела, как занимаются артисты. Я воспринимаю Майю Михайловну как человека, который всегда был в балетном строю - она все время танцевала и занималась, и у всех было ощущение, что она будет жить еще долго. Такие люди не уходят на пенсию, а постоянно работают, в любом возрасте отдают профессии и искусству все свои силы. Плисецкая всегда находилась в форме.

Что уж говорить про ее потрясающие руки, которыми она танцевала - повторить это вряд ли возможно. Помню, что мы смотрели на нее всегда с изумлением. Майя Плисецкая - это человек планетарного масштаба, талант ее переоценить невозможно.

Марианна Рыжкина, балерина Большого театра: Она всегда подтянутая, всегда красивая, всегда ничем не обиженная. Как-то ей удалось сохранить вот это чувство в себе. Хотя она была острая на язык. Все, наверное, читали книгу Майи Михайловны и реплики все ее знают. Но при этом при всем какая-то сила внутренняя, красота всю жизнь ее сопровождали. Открытая, потрясающе легкая в общении, контактная. Мало таких людей. И это большая радость, что у кого-то была возможность с ней пообщаться. Я думаю, что каждая балерина в процессе своего становления хоть чуточку, но хотела быть на нее похожей. Это было обязательно - подражать Майе Плисецкой.

Заслуженный артист России, солист балета, педагог и хореограф Юрий Бурлака: Майя Плисецкая - великая труженица и великая балерина, заявившая о себе с момента первого появления на сцене. Она прожила огромную жизнь, которую даруют не каждому, а только таким уникальным личностям, как Майя Михайловна.

Искусство балета очень быстротечно. Когда смотришь старые кадры и записи с участием танцовщиков прошлых поколений, часто они могут показаться не актуальными. Но записи выступлений Майи Михайловны, которые сохранились с момента ее дебюта на сцене Большого театра и до последних выходов на сцену, актуальны до сих пор и, думаю, никогда не покажутся устаревшими. Это и Китри в "Дон Кихоте", и "Умирающий лебедь", и Лауренсия, и те уникальные, на нее поставленные балеты и номера, которые создали великие и русские, и зарубежные балетмейстеры. Я думаю, что это те неповторимые моменты, которые невозможно воспроизвести так, как это делала она.

Народный артист России, хореограф Борис Эйфман: С уходом великой балерины и великой женщины Майи Плисецкой закончилась целая эпоха триумфа русского балета - очень важного, значительного периода в русской хореографии. С ней ушла мощная творческая энергия, которой она заряжала миллионы людей. Плисецкая показала своим творчеством, что балет - это не только эстетическое наслаждение, но он обладает еще могущественным эмоциональным, духовным, моральным воздействием на людей. Плисецкая была ярчайшей личностью целой эпохи русского балета и одним из притягательных центров мирового искусства. Она не уйдет от нас, найдутся талантливые последователи, которые достойно продолжат ее великое искусство.

Дирижер, народный артист СССР Юрий Темирканов: Для всех - это огромная потеря великой личности. Для меня это личное горе, потому что мы очень близко дружили много десятилетий. Поэтому эта утрата - одно из самых сильных переживаний в моей жизни. Я хочу сказать Родиону, что я навсегда с ним. Навсегда, еще даже в большей степени, чем было.

Театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер: Я только что узнал о тяжелейшем известии, о том, что скончалась наша Майя. Майя была мне ближайшим человеком, моей двоюродной сестрой. Мы вместе шли по жизни, и по творческой тоже. Я оформлял ее спектакль "Кармен". Работать с ней было счастьем, радостью, это был очень светлый, теплый и талантливый человек. Значение Плисецкой огромно и для российского искусства, и для мирового. Она была великой балериной, оказала большое влияние и на русский балет, и на зарубежный.

Я присутствовал почти на всех премьерах Плисецкой. Ее появление всегда сопровождали аплодисменты и ее последнее появление - тоже.

Народный артист СССР, Владимир Васильев: Запас энергии, эмоций, никак не предполагал внезапного ухода Майи Плисецкой так рано. Казалось, она будет жить вечно. Такой запас невероятного таланта, такая органика ее существа в целом никак не предполагала для меня ее внезапный уход в вечность так рано. Чуть-чуть не дожила она до своего 90-летнего юбилея. И сегодня каждая ее фотография, каждый ее видеокадр напоминает мне эпизоды нашего общения в театре, на сцене, за кулисами, на гастролях, в обыденной жизни. Наверное, нужно время, чтобы, смирившись с фактом смерти, говорить какие бы то ни было слова. Да, я скорблю вместе с огромным количеством людей, любивших ее. Но все слова сейчас кажутся будничными, банальными - недостаточными для меня.

По материалам ТАСС, РИА Новости, Комсомольская правда