05.05.2015 00:40
Поделиться

Эксперты рассказали о преимуществах закона о рейтинговых агентствах

Отрасль рейтинговых агентств сделала огромный шаг к созданию регулятивной основы для деятельности. Принятие законопроекта о деятельности рейтинговых агентств в первом чтении как минимум дает надежду на то, что на последующие обсуждения и чтения уйдет незначительное количество времени.

Закон ожидается и отраслью в лице рейтинговых агентств, и регулятором в лице ЦБ РФ прежде всего для того, чтобы создать правовое поле для регулирования. Закон нужен для фиксирования терминологии, применяемой в отрасли присвоения рейтингов, стандартов деятельности рейтинговых агентств.

При этом стандарты профессиональной деятельности могут быть разработаны впоследствии или путем доработки существующих стандартов, разработанных еще в 2010 году в Национальной фондовой ассоциации. Важным моментом является то, что большая часть статей и пунктов закона является адаптированной версией требований европейского регулятора рейтинговых агентств ESMA.

Кроме того, важным принципом, заложенным в этом законе, является тот факт, что он распространяется на деятельность всех рейтинговых агентств, работающих в России: и локальных, и глобальных, и, возможно, новых, которые захотят пройти процедуру аккредитации ЦБ РФ в будущем. Следствием этого закона станет система аккредитации, которая будет сформирована ЦБ РФ на основании положений закона и, вероятно, дополнительных требований к деятельности рейтинговых агентств. Для существующих агентств требования законопроекта вполне понятны и прозрачны.

Ключевыми пунктами закона являются несколько принципов: отсутствие конфликта интересов собственников и деятельности агентства, профессиональные требования к аналитикам, формализация бизнес-процессов, избежание конфликта интересов при принятии решения о присвоении рейтингов на рейтинговом комитете, ротация аналитиков, наличие службы внутреннего контроля, публикация информации о присвоенных рейтингах, регулярный мониторинг, отчетность перед регулятором. Какие-то моменты придется доработать, и это тоже приемлемо, так как для локальных агентств ЦБ РФ определил один из KPI - получение признания и аккредитации у международных регуляторов.