Банки потребовали у региональных властей возмещения налога на прибыль

Банки могут опустошить региональные бюджеты. Из-за снизившейся прибыли у них возникло право на возмещение налога на прибыль. Ситуация стандартная, но регионы к ней явно не готовы.

"Налог на прибыль предполагает уплату ежемесячных авансовых платежей в течение года с последующим "перерасчетом" налога по итогам кварталов и года", - говорит Андрей Зуйков, управляющий партнер юридической компании "Архитектура Права". Этот порядок действует для всех российских налогоплательщиков. "Размер авансовых платежей на предстоящий квартал определяется исходя из суммы налога, определенной по итогам прошедшего квартала, - рассказывает Светлана Сасс, главный бухгалтер Московского кредитного банка. - По окончании отчетного периода налогоплательщики определяют фактическую налоговую базу и налог на прибыль, подлежащий уплате в соответствующий бюджет с учетом сумм ранее перечисленных авансовых платежей". В случае, если у компании - плательщика налога на прибыль по итогам года налогооблагаемая прибыль уменьшилась, он может требовать возмещения переплаты.

Именно такие случаи зафиксированы в регионах. В частности, о требовании Волго-Вятского Сбербанка частично вернуть уплаченный в областной бюджет налог на прибыль за 2014 г. сообщил минфин Нижегородской области. Из бюджета области возмещению подлежит около 2 млрд руб. "Это означает, что банк получил резкий скачок расходов в четвертом квартале, которые покрыли не только доходы за девять месяцев 2014 года, но и сгенерировали убыток в размере 2 млрд руб., - поясняет Андрей Зуйков. - О причинах этого убытка судить сложно. Но все мы помним, что резкая девальвация российского рубля, а вслед за ней и резкая переоценка всех финансовых инструментов на рынке как раз и пришлась на конец прошлого года". Запрос о возврате переплаты поступил и в правительство Пермского края. Сумма превышает 1 млрд рублей. Руководство края ведет переговоры с банком. Кроме того, оба региона рассматривают возможность обращения в Минфин России с просьбой о компенсации выпадающих доходов.

"На самом деле после убыточного 2014 года было ясно, что банки, да и не только они, потребуют возмещения переплаты по налогу на прибыль, - говорит член Адвокатской палаты Москвы Юрий Гусаков. - Регионы должны были учесть такой ход событий". Объем заявленных к возврату налогов неизвестен. Налог по итогам прошлого года перерассчитывают до 28 марта, но ФНС пока не сообщала о размерах возникшей переплаты.

Ситуация со Сбербанком не уникальна. О снижении полученной прибыли по итогам 2014 года заявили и другие банки. К примеру, чистая прибыль Московского кредитного банка по МСФО по итогам 2014 года составила около 5,6 млрд рублей, сократившись по сравнению к 2013 году на 37,3%. Альфа-банк сократил прибыль в 27 раз, как следует из его отчетности по международным стандартам. Чистая прибыль банка составила $33 млн вместо $900 млн в 2013 году. "Ситуация с образовавшейся переплатой по налогу на прибыль сложилась во многих банках, которые в первой половине 2014 года имели стабильные доходы и, как следствие, платили ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение третьего квартала 2014 года", - говорит Светлана Сасс. - По результатам 9 месяцев и в целом 2014 года налоговая база по налогу на прибыль снижалась, что и привело к возникновению в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов переплаты по налогу". Но пока от других банков не поступало заявлений о возврате переплаты по налогу на прибыль.

Регионы заранее знают примерные суммы поступления налогов и изменение этих сумм для них является болезненным моментом

Регионы заранее знают примерные суммы поступления налогов и изменение этих сумм для них является болезненным моментом. "Налоговые органы практикуют сбор от компаний планов по уплате налогов на год вперед для формирования планов по собираемости и обмениваются этой информацией с бюджетными органами, - говорит Андрей Зуйков. - Понятно, что бизнес предоставляет лишь примерные данные, поскольку финансовые результаты компаний, а за ними и налоги подвержены волатильности, а в кризис уж тем более". Поэтому ситуацию, когда плановые сборы налогов не совпадают с фактическими, сложно назвать экстраординарной. "Убыточность при получении прибыли в первой половине года и резком наращивании налоговых расходов в четвертом квартале абсолютно законное и часто встречающееся явление для рынка в целом", - считает Андрей Зуйков. И те регионы, к которым предъявлены требования вернуть переплату, признают стандартность этой процедуры. В министерстве финансов Нижегородской области сообщают, что ежегодно возвращают предприятиям до 5 млрд руб. налоговой переплаты. "Тревога вызвана, на мой взгляд, неожиданностью такого налогового результата для властей и размером "налога к возврату", - предполагает Зуйков.

Возврат переплаченных сумм создает ощутимую нагрузку на региональные бюджеты, так как срок возврата средств довольно короткий. "Возврат налога из бюджета осуществляется на основании заявления налогоплательщика. Срок для возврата из бюджета переплаты по налогу составляет 1 месяц", - поясняет Светлана Сасс. Но далеко не всегда переплата возмещается плательщику из бюджета живыми деньгами. "Налоговые убытки, полученные компаниями, могут быть использованы бизнесом в течение 10 лет с момента их возникновения путем уменьшения возникающих доходов будущих периодов на убытки прошлых лет", - поясняет Андрей Зуйков.

Нельзя сказать, что перенос зачета этих сумм на будущее полностью решит проблему регионов, так как возникает риск дефицита бюджета в последующие годы. Но это снимет напряженность от внезапной потери значительных сумм бюджетных доходов. Кроме того, перенос зачета налогов на будущее позволяет рассредоточить сумму переплаты на несколько налоговых периодов, поэтому потери налоговых поступлений будут не так болезненны для субъекта РФ.

Велика вероятность того, что регионам удастся найти с налогоплательщиками общий язык и договориться о переносе переплаты на будущее. Но эксперты рассмотрели варианты решения проблемы дефицита бюджета при желании налогоплательщиков получить переплату по налогам живыми деньгами и без переноса сроков ее возврата. "Существует несколько способов, позволяющих региональным властям выйти из такого положения, - говорит Павел Логинов, генеральный директор "ОФК-Финанс". - К примеру, брать займы у банков-партнеров под приемлемые проценты. На самом деле бюджеты всех уровней систематически берут займы для обеспечения целей и задач бюджета. Участие во всевозможных целевых инвестиционных программах государства предполагает получение субсидированной помощи от вышестоящих бюджетов. Также одним из способов компенсации выпадающих доходов бюджета является инвентаризация государственной собственности, ее продажа или сдача в аренду. "На деле оказывается, что региональные органы власти имеют в своем распоряжении пустующие объекты, землю и другую собственность. В условиях дефицита бюджета есть реальная возможность существенно улучшить положение дел путем сдачи в аренду пустующих зданий, сооружений и других объектов недвижимости", - считает Логинов.