05.05.2015 00:45
    Поделиться

    ОЭСР предложила ужесточить надзор за иностранными компаниями

    ОЭСР предлагает ужесточить надзор за контролируемыми иностранными компаниями
    ОЭСР разработала инструкцию по ужесточению правил надзора за контролируемыми иностранными компаниями (КИК). Обсуждение документа начнется 11 мая. Организация предлагает облагать налогами пассивные доходы, аккумулированные в других странах. А также расширяет перечень видов контроля, которые могут быть использованы для выявления лиц с КИК.

    Рекомендация ОЭСР распространяется на фонды, трасты, партнерства, постоянные учреждения и иные формы осуществления коллективных инвестиций. При этом правила, предполагающие включение внутригрупповых платежей КИК в доходы контролирующей материнской компании, должны препятствовать обходу правил КИК.

    В российском законодательстве КИК может признаваться иностранная организация из любого государства, исходя лишь из собственного иностранного налогового резидентства и российского налогового резидентства ее контролирующего лица. Основное отличие российского закона о КИК от рекомендаций ОЭСР - отсутствие механизма избежания двойного налогообложения одной и той же прибыли, поскольку один раз налог возникнет в отношении прибыли КИК, второй раз - когда из этой прибыли будут выплачены в Россию дивиденды.

    Рекомендации ОЭСР сводятся к выявлению эффективной налоговой ставки, характерной для конкретной страны, и изучению фактов ее занижения. А также установлению предела, за которым применение правил КИК является неэффективным. Так, для установления предела, ниже которого правила КИК не применяются, проводится тест на малозначимый уровень дохода, полученный материнской компанией от КИК (который составляет 5% доходов от всех КИК, но не менее 1 млн евро). Так, если сумма дохода компании от нескольких КИК составила более 1 млн евро, а в законодательстве страны материнской компании введено правило о незлоупотреблении (США) или правило недробления подконтрольных компаний (Германия), то сумма относимых доходов КИК объявляется ее доходом. Другой вариант - расчет низконалогового предела в зависимости от эффективной налоговой ставки. Согласно этому подходу странам необходимо установить фиксированную ставку, которая подойдет для их правил КИК. Например, в Германии низконалоговым пределом считается номинальная ставка ниже 25%.

    ОЭСР рекомендует использовать эффективную налоговую ставку, рассчитываемую на основе соотношения фактического налога, уплаченного в юрисдикции КИК, на общую сумму налогооблагаемого дохода, который вычисляется в соответствии с правилами страны материнской компании (акционеров) или в соответствии с финансовой отчетностью КИК по МСФО. Этот способ, как правило, применим даже в ситуации, когда ставка корпорационного налога не считается низким налогом, поскольку низкое налогообложение может возникнуть в результате уменьшения налоговой базы, снижения налоговой нагрузки, невзимания налогов.

    Российские правила достаточно сбалансированы, поскольку прибыль контролируемых компаний, облагаемая по высокой эффективной налоговой ставке, не подлежит налогообложению у контролирующего лица. Размер эффективной ставки налогообложения дохода иностранной организации должен составлять не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль.

    Требование подконтрольности отражает видение стран относительно того, в каком случае должны облагаться доходы, полученные от КИК. Распространено несколько типов контроля. Юридический контроль, который может основываться на доле участия в капитале или на наличии контролирующего права голоса, что может иметь место при наличии особых классов акций даже без наличия контрольного пакета. Экономический контроль базируется на правах на прибыль, капитал, активы КИК, а также на праве материнской компании принимать решение о ликвидации и реорганизации. Фактический контроль осуществляется при отсутствии контроля де-юре. Так, согласно правилам в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии лицо признается имеющим де-факто контроль даже при наличии 40% участия в капитале, если ни одно другое лицо не имеет контроля де-юре. Эти правила направлены против создания искусственной структуры капитала иностранной компании для обхода правил юридического контроля. При этом контроль де-факто сохраняется. Иногда требования по контролю рассматриваются как "концентрированный контроль", когда иностранную компанию контролирует не один акционер, а небольшая группа акционеров - резидентов. Контроль, основанный на консолидации по МСФО, который заключается в подконтрольности всех иностранных компаний, в случае консолидации их финансовой отчетности компанией-резидентом.

    Преобладающим правилом является условие о так называемом "юридическом контроле", согласно которому под контролирующим участием понимается владение более 50% капитала и голосующих акций. Тест контроля применяется либо на конец отчетного года, либо в любой момент времени на протяжении года.

    Рекомендации ОЭСР сильно расширяют уровень контроля. Так, предложено установить контроль на основе согласованности действий. Простой тест на владение 50% КИК показал бы, что компания не является контролирующим лицом КИК, если она владеет 35% акций компании. При этом есть вторая компания, у которой 30% акций КИК, и она демонстрирует согласованность действий с первой компанией. В случае если национальным законодательством страны, где осуществляет деятельность первой компании, предусмотрено правило согласованности действий, то доли владения компаний суммируются (65%) для налогообложения суммы доходов, полученных первой компанией от КИК. Также ОЭСР раскрыт еще ряд схем контроля КИК. В российском законодательстве сейчас признается только юридический контроль.

    Предложенные минфином правила могут эффективно работать лишь при условии автоматического обмена налоговой информацией между странами

    Предложенные минфином правила могут эффективно работать лишь при условии автоматического обмена налоговой информацией между странами. Однако недавно ОЭСР сообщила о приостановке процесса принятия России в свой состав, и даже после ожидаемой вскоре ратификации Конвенции со стороны России успешная реализация плана по обмену информацией остается под вопросом.

    Поделиться