05.05.2015 00:05
    Поделиться

    Ушла последняя из поколения легенд балета - Майя Плисецкая

    Ушла последняя из поколения легенд балета
    Вечером 2 мая пришла печальная новость: в Мюнхене на 90-м году жизни скончалась великая балерина Майя Плисецкая. Об этом гендиректору Большого театра Владимиру Урину сообщил муж Плисецкой, композитор Родион Щедрин. Смерть наступила от сердечного приступа. "Врачи боролись, но ничего не смогли сделать", - сказал Урин. В эти дни в Большом как раз работали над юбилейным вечером в честь балерины... И он обязательно состоится, как и планировали - 20 ноября, в день рождения Майи Михайловны, но уже без нее.

    Последние годы Плисецкая вместе с мужем Родионом Щедриным жила в Германии, там же и пройдет прощание с балериной, в кругу родных и близких. Плисецкая распорядилась кремировать свое тело и развеять прах над Россией вместе с прахом мужа. "Последняя воля такова - тела наши после смерти сжечь и, когда настанет печальный час ухода из жизни, того из нас, кто прожил дольше или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией", говорится в завещании.

    Бывают такие сочетания слов невозможные. В "умерла Плисецкая" никак не веришь. Доводы разума про то, что в ноябре Майе Михайловне исполнилось бы 90, все равно разбиваются сгустком эмоций: для нее готовили большой праздник, пышнее прежнего, устроенного Большим в Кремле почти пять лет назад на ее последний, как теперь ясно, юбилей. Она была в планах, на нее рассчитывали. Да и не могло быть иначе, она ведь будто не могла умереть. А вот...

    Это она, Плисецкая, в едкой иронии своего острого ума растворила лучезарный образ "самого духовного искусства". Это Плисецкая потешалась над балеринскими "брови домиком", не забывая при этом пахать в балетном классе до седьмого пота. А еще именно Плисецкая первой из советской балетной касты стала своей среди отечественных (и не только) интеллектуалов. Да, Татьяне Вечесловой и Галине Улановой поэты слагали стихи, но только Плисецкая влетела кометой в столичный круг "шестидесятников" и оказалась там своей. Благодаря витальности, уму да умению не лезть в карман за словом она стала олицетворением всего яркого и живого, что было в балете одной шестой части суши.

    Она прекрасно знала, что публика ее любит. Обожала раскланиваться: по театральной легенде дирижер Юрий Файер поперек оваций стучал по пюпитру, обуздывая Плисецкую-Китри: "Майка, уйди! Майка, задерживаешь спектакль!"

    Годы спустя доступной для широкой публики станет история семьи Плисецкой, о которой прежде знали только близкие. Расстрелянный в 38-м отец, сосланная в печально знаменитый Акмолинский лагерь мать, чудовищная история вызволения ее и младшего брата тетей Суламифь Мессерер. Это Плисецкая в шестидесятые подписала знаменитое Письмо 25-ти деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина, единственная во всем музыкальном театре отечества. Она же, оставаясь патриоткой, никогда не молчала о прелестях контроля над театральным людом и временных трудностях советской легкой промышленности.

    Она считала, что продлевает себе сценическое время, когда искала новые роли в новых спектаклях, а на самом деле двигала прогресс: благодаря ее энергии мир получил танцующую Кармен, балетного Толстого и Чехова. Она считала, что расширяет свои жанровые возможности, а на самом деле торила дорогу в наши широты живым классикам Ролану Пети и Морису Бежару, которым, не будь Майи, еще бы долго пришлось ждать.

    Плисецкая стала олицетворением всего яркого и живого, что было в балете одной шестой части суши

    Надо было видеть, с какой живостью и серьезностью, безо всякой звездной пыли она общалась с публикой. Как в буйные девяностые нервничала за каждого участника балетного конкурса "Майя", как, будучи уже великой Плисецкой, тряслась перед исполнением специально для нее поставленной сольной программы. Как в радостном порыве сняла с себя серьги для молоденькой солистки Мариинского театра, станцевавшей Царь-девицу в "Коньке-Горбунке" Щедрина. На девятом десятке, осознавая собственный магнетизм, она посмеивалась над молодыми поклонниками. У нее не было возраста, только правила приличия заставляли называть ее Майей Михайловной, а не просто Майей. Ироничная королева, самая стильная и решительная балерина эпохи, лучших вам букетов и светлой памяти.

    Концерт для Плисецкой

    Знаменитый дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев посвятил концерт в Ульяновске Майе Плисецкой. Выступление прошло в рамках регионального тура XIV Московского Пасхального фестиваля. "Вчера вечером лично я потерял друга. Потеряла страна, российская, мировая культура. Это не просто грусть, а ощущение огромной пустоты - таких людей невозможно заменить. Уход Майи Михайловны стал абсолютно неожиданным, несмотря на то что она прожила почти 90 лет. Еще вчера утром она и ее супруг Родион Константинович Щедрин поздравляли меня с днем рождения. Это преждевременный уход: она была в великолепной физической форме, помнила все, что происходило и 60, и 70 лет назад. Можно говорить, что Большой театр потерял легенду балета, но последние 10-15 лет она гораздо чаще бывала в Мариинском театре. Произведения ее супруга, моего огромного друга, поставлены у нас на сцене - огромное количество постановок. 20 дней назад на открытии в Москве мы исполняли его фортепианный концерт с Денисом Мацуевым. Майя Михайловна и Родион Константинович были в зале. Чуть позже мы исполнили новую оперу Щедрина "Левша" по произведению Лескова, которую он посвятил нашему коллективу и мне. Он и сейчас работает над созданием оперы, и мы исполним ее, как только она будет завершена. Родион Константинович знает, что это единственное, чего хотела бы Майя Михайловна - чтобы опера как можно быстрее увидела свет".

    Поделиться